2018-5-23 17:25 |
Энергетический холдинг Рината Ахметова электроэнергию своих ТЭС продает в украинский Энергорынок на 40% дороже, чем цена, по которой он экспортирует электричество в Европу. Почему это ложится бременем на украинских потребителей? Директор секретариата Энергетического сообщества Янез Копач недавно в передаче "Энергонезависимость" на 5 канале заявил, что вся Украина субсидирует экспорт электроэнергии, который осуществляет компания ДТЭК Рината Ахметова в страны Европейского Союза.
Это может показаться невероятным, но действительно, экспортный бизнес самого богатого украинского олигарха субсидируется всей бедной страной.
Техническая модель украинской энергетики
Технически украинская энергетика разделена на две зоны: Объединенная энергетическая система (ОЭС) Украины и Бурштынский остров. Этот остров отсоединен от ОЭС Украины и синхронизирован с европейской системой - поэтому он пригоден для экспорта/импорта электроэнергии в/из ЕС.
В Бурштынском острове нет электроэнергии от Энергоатома, работают станции тепловой генерации. С Бурштынской ТЭС (ДТЭК) и осуществляется экспорт электроэнергии в Европу. Также экспорт электроэнергии осуществляется с Добротворской ТЭС (ДТЭК), что находится во Львовской области.
С ОЭС Украины экспорт электроэнергии в страны ЕС осуществлять технически невозможно, поэтому электроэнергия от государственных компаний "Энергоатома" и "Укргидроэнерго" на сегодня не может попадать в ЕС - только от угольной тепловой генерации.
Вывод 1. С одной стороны нам говорят о дефиците угля, но с другой стороны угля оказывается достаточно, чтобы сжигать и обеспечивать электроэнергией соседние страны.
В 2017 году экспорт электроэнергии составил более 5 млрд кВт·ч, что является эквивалентом более 2 млн тонн угля (марки Г).
Финансовая модель украинской энергетики
С правовой и финансовой точки зрения в Украине для всех действует модель рынка энергетического пула. ГП "Энергорынок" покупает электроэнергию у всех производителей, в том числе у Бурштынского острова. И потом по средневзвешенной цене продает ее поставщикам, трейдерам, потребителям.
Эта средневзвешенная цена зависит от микса разных производителей, который определяется прогнозным балансом Министерства энергетики. Чем больше утверждено производства от "дорогих" производителей, тем выше и средняя цена. Так, на 2018 год утверждены следующие показатели:
Поскольку тариф тепловой генерации уже существенно выше средней оптовой цены (1930,5 грн против 1586,9 грн за МВт·ч), то чем больше работает тепловой генерации, тем дороже становится общая оптовая цена электроэнергии. Очевидно, все потребители в таких условиях не заинтересованы в увеличении объема производства дорогой тепловой генерации.
Ведь для экспорта электроэнергия производится именно на ТЭС. И потом по высокой цене также выкупается Энергорынком.
Это делает среднюю цену электроэнергии выше. А для целей экспорта ДТЭК-трейдер покупает электроэнергию в Энергорынке по общей усредненной цене - так называемой Оптовой рыночной цене (ОРЦ). Она существенно ниже той, по которой тепловые станции ДТЭК продали эту же электроэнергию в Энергорынок.
Украинским потребителям приходится покрывать разницу между ценой, по которой ТЭС ДТЭК продали э/э в "Энергорынок" и ценой, по которой ДТЭК выкупил ее для целей экспорта.
Исходя из цен за май, сумма составляет 1,6 млрд грн: 4 800 млн кВт·ч * (1930,45 грн 1586,89 грн) = 1 649 млн грн.
Вывод 2. Если бы этой дорогой электроэнергии для экспорта не было в прогнозном балансе, который используется для расчета цены электроэнергии, то потребители платили бы на 1,6 млрд грн меньше. То есть цена электроэнергии была бы на 0,9% ниже.
Соответственно эти 1,6 млрд грн являются субсидиями для ДТЭК: сначала его станции продают в Энергорынок электроэнергию по цене 1930 грн за МВт·ч, а затем "ДТЭК-трейдинг" откупает для экспорта эту электроэнергию по цене ОРЦ - 1587 грн за мВт·ч.
ГП "Энергорынок" не работает в убыток, поэтому эти 1,6 млрд грн покрываются всеми потребителями. Так все украинцы субсидируют экспортный бизнес самого богатого украинского олигарха.
Интересно, что сам экспорт формально для ДТЭК является убыточным. В Венгрию ДТЭК продает свою электроэнергию на 5-10 евро дешевле, чем покупает эту электроэнергию в ГП "Энергорынок".
Хотя объяснение простое: во-первых, в Венгрии есть реальная конкуренция и там не получается диктовать свои условия, а во-вторых и по таким ценам ДТЭК зарабатывает - за счет сверхвысокой маржи по углю, который сжигает для производства электроэнергии. Это так называемая "сквозная" маржа по вертикальной интеграции.
Но имеем парадоксальную ситуацию: ДТЭК на украинских потребителях зарабатывает маржу на 5-10 евро на МВт·ч больше, чем на потребителях на конкурентном рынке Венгрии. Хотя украинские потребители и менее платежеспособны, чем венгерские.
Импорт дешевой электроэнергии с ЕС запрещен лояльными к Ахметову чиновниками
Конечно, если бы у нас внедряли конкурентные основы работы рынка, то позволили бы покупать в Венгрии дешевую электроэнергию или снизили бы тариф тепловой генерации до уровня импортного паритета.
Технические возможности для импорта в Бурштынский остров есть, нет разрешения от НКРЭКУ и Минэнергоугля.
В течение суток 15 мая электроэнергия в этих странах лишь в отдельные утренние и вечерние часы достигала 60 евро за МВт*ч. В Украине тепловая генерация постоянно продавала свою э/э по 62 евро в период 01-20 мая.
Если проанализировать всю неделю 14-20 мая, то и в эти дни биржевая цена электроэнергии в Венгрии была существенно ниже украинского тарифа тепловой генерации.
Так, максимальная цена 57 евро была в четверг, 17 мая во период 9-12 часов утра (late morning). Минимальная цена была ночью в понедельник 14 мая - 19,8 евро за МВт·ч.
Итак, мало того, что украинцы субсидировали экспорт частной компании, чиновники еще и административно закрыли импорт, очевидно, для сохранения комфортной жизни монополии.
Украинским потребителям была недоступна электроэнергия по цене 20-57 евро, которую можно было бы купить вместо дорогой тепловой генерации по 62 евро/кВт·ч.
Вывод 3. Если бы был открыт импорт или тариф тепловой генерации был установлен на уровне импортного паритета, то украинская экономика, украинский бизнес получил бы общую цену электроэнергии на 13% -14% дешевле.
Но правительство и тарифный регулятор НКРЭКУ, похоже, больше заботятся о компании Ахметова, чем обо всей украинской экономике.
Поэтому своим дороже - ДТЭК и дальше в тепличных условиях политической лояльности и отсутствии конкуренции продает свою электроэнергию украинскому потребителю дороже, чем продает ее венгерском потребителю.
Такой "рынок" без конкуренции - это точно не реформа.
.Подробнее читайте на gazeta.ua ...