2020-8-5 18:07 |
Автор рассказывает, как Россия получила вместо процветания авторитарную политическую систему и коррумпированную экономику.
Этим летом вышла новая книга о президенте РФ и его режиме: "Люди Путина. Как КГБ вернул себе Россию и нацелился на Запад" (Putin's People: How the KGB Took Back Russia and Then Turned on the West).
На Западе книга получила высокие оценки. Ее написала Кэтрин Белтон, которая 16 лет прожила в России и была московским корреспондентом Financial Times. "Люди Путина" - это своеобразное журналистское расследование, основанное на множестве интервью - часто анонимных - с олигархами, политиками и сотрудниками спецслужб.
ТСН.ua публикует перевод обзора издания The Atlantic на эту книгу.
В декабре 1989 года пала Берлинская стена, и в Дрездене толпы людей собирались возле штаб-квартиры Штази, секретной полиции Восточной Германии, выкрикивая оскорбления и требуя пустить их.
Рядом обезумевшие сотрудники КГБ - советские советники, которых Штази долгое время называла "друзьями", забаррикадировались внутри своей виллы, сжигая бумаги.
"Мы все разрушили, - вспоминает один из этих офицеров Владимир Путин. - Все наши коммуникации, наши списки контактов и сети наших агентов ... Мы сожгли столько материала, что печь взорвалась".
К вечеру группа протестующих вырвалась из здания Штази и начала идти к вилле КГБ. В панике Путин вызвал советское военное командование в Дрездене и попросил подкрепления. Никто не откликнулся.
"Тогда у меня возникло ощущение, что страны больше не существует. Что она исчезла", - сказал Путин интервьюеру несколько лет спустя.
"Было ясно, что Союз болен. И у него была смертельная неизлечимая болезнь - паралич силы". Шок был полным, и он никогда не забывал об этом.
Для сотни миллионов людей падение Берлинской стены стало большим триумфом: момент ознаменовал конец ненавистных диктатур и начало лучшей эры.
Но для офицеров КГБ, дислоцированных в Дрездене, политические революции 1989 года ознаменовали конец их империи и начало эры унижения. В своих интервью Путин возвращался к тому моменту - моменту, когда подкрепление не пришло, - всегда называя это поворотным моментом в своей жизни.
Подобно тому, как Скарлетт О'Хара трясет кулаком в кроваво-красном небе, Путин, похоже, поклялся посвятить свою жизнь восстановлению славы своей страны.
О чем не рассказывает Путин
Но кинематографическое описание Путиным его последних дней в Дрездене отражает только часть произошедшего.
Как пишет Кэтрин Белтон в книге "Люди Путина", в его истории и в рассказах его коллег по КГБ - представителей правящего класса РФ спустя два десятилетия - отсутствуют большие куски.
Как видно из названия, книга Белтон - это не биография российского диктатора, а портрет агентов безопасности этого поколения. И многие из них, по факту, не были полностью шокированы событиями 1989 года.
Напротив, некоторые уже готовились. В августе 1988 года высокопоставленный чиновник из Москвы прибыл в Восточный Берлин и начал набирать немецких спящих агентов, которые продолжали работать с КГБ, или, точнее, с учреждениями, которые заменили КГБ, даже после воссоединения Германии и падения самого Советского Союза.
Примерно в то же время КГБ создавал оффшорные счета, фальшивые предприятия и скрытые фонды "черных денег", которые в 1990-х годах приведут некоторых его членов к большому богатству и власти.
Например, с 1986 по 1988 годы Штази передал миллионы марок сети компаний в Швейцарии, Лихтенштейне и Сингапуре, управляемой австрийским бизнесменом по имени Мартин Шлафф.
Белтон пишет, что Шлафф и его компании станут через несколько лет "центральными винтиками влияния на путинский режим".
Дрезденская команда КГБ, возможно, сыграла еще одну роль в тщательной подготовке организации к посткоммунистическому будущему.
КГБ и терроризм
Именно потому, что город был захолустьем - и, следовательно, неинтересным другим спецслужбам - КГБ и Штази организовывали встречи в Дрездене с некоторыми экстремистскими организациями, которые они поддерживали на Западе и по всему миру.
Один бывший член Фракции Красной Армии (RAF) - западногерманской террористической организации, также известной как банда Баадера—Майнхоф, убившая десятки людей в разгар своей деятельности, - поведал Белтон, что один из последних известных терактов банды был запланирован с помощью КГБ и Штази в Дрездене.
Так, в конце ноября 1989 года Альфред Херрхаузен, глава правления Deutsche Bank, погиб в результате взрыва его авто.
В то время Херрхаузен был близким советником правительства Германии по экономике воссоединения и сторонником более интегрированной европейской экономики.
Почему он? Возможно, у КГБ были свои идеи о том, как должно происходить воссоединение Германии и как должна быть интегрирована европейская экономика.
Возможно, тайная российская полиция не хотела, чтобы кто-то из соперников все испортил. Или, возможно, они хотели, как и их преемники, создать хаос в Германии и за ее пределами.
Белтон не доказывает личную причастность Путина ни к одному из этих проектов, что неудивительно. Российский лидер сделал все возможное, чтобы скрыть свою реальную роль в течение 4,5 лет, проведенных в Дрездене.
Но во всей своей книге, которая, несомненно, теперь станет окончательным отчетом о росте Путина и путинизма, она добавляет достаточно новых подробностей, чтобы без сомнения установить, что будущий российский президент работал вместе с людьми, которые создавали секретные банковские счета и проводили совещания с диверсантами и террористами.
Что еще более важно, она показывает, чем спустя годы такие проекты оказались ему полезны и как сформировали его мировоззрение.
Путин никогда не терял связь с КГБ
Основываясь на работах других - Маши Гессен "Человек без лица: невероятное восхождение Владимира Путина", Карена Давиши "Клептократия Путина: кто владеет Россией", Стивена Ли Майерса "Новый царь: взлет и правление Владимира Путина", Фионы Хилл и Клиффорда Гэдди "Мистер Путин: Оперативник в Кремле", - Белтон - бывший корреспондент Financial Times в Москве, выделяется среди многих авторов тем, что включает в книгу новые важные материалы из интервью с бывшими оперативниками КГБ, сотрудниками Кремля и банкирами в разных странах.
Она показывает, что Путин, возможно, сжигал документы в Дрездене, но он никогда не терял связь с людьми, тактикой или операциями, начатыми КГБ в то время.
Шаг за шагом Белтон демонстрирует, как будущий президент в полной мере использовал методы, контакты и сети КГБ на каждом этапе своей карьеры.
Она рассказывает о знаменитом мошенничестве, которое он совершал в Санкт-Петербурге в 1990-х годах, продавая нефть за границу от имени города якобы для покупки еды для его жителей; вместо этого прибыль пошла на создание зарубежного фонда в твердой валюте, известного в российском криминальном сленге как “общак”. Фонд финансировал последующие операции и в конечном итоге обогатил друзей Путина.
Позднее Путин завоевал доверие российских олигархов эпохи президента Бориса Ельцина, отчасти пообещав им иммунитет от судебного преследования после отставки Ельцина; как только он пришел к власти, он исключил их из игры, арестовывая одних в начале 2000-х годов и изгоняя из страны других .
За годы его президентства его приспешники запустили серию крупных операций - схему "зеркальной торговли" Deutsche Bank, молдавский "прачечный автомат", скандал Danske Bank - и все они использовали западные банки для вывода украденных денег из России. Подобные схемы работают и по сей день.
Украина - переломный момент
Но главное политическое событие для Путина произошло в 2005 году, когда прозападный президент Виктор Ющенко пришел к власти в Украине после уличной революции.
Российский президент обвинил в этих событиях американские деньги и ЦРУ (организация, которая, хорошо это или плохо, но никогда не имела такого влияния в Украине).
"Это был худший кошмар путинских сотрудников КГБ, что вдохновленные событиями в соседних странах российские оппозиционеры, финансируемые Западом, тоже будут стремиться свергнуть путинский режим", - пишет Белтон.
"Это была темная паранойя, которая окрашивала и побуждала к многим действиям, предпринятым ими с тех пор".
Не случайно этот сценарий - протестующие за демократию в странах Запада, свергнувшие коррумпированный и непопулярный режим, - именно тот, который пережил Путин в Дрездене.
По словам Белтона, Путин был настолько расстроен событиями в Киеве, что даже подумывал об отставке. Вместо этого он решил остаться и дать отпор, используя только ему известные методы.
"Альтернатива" демократии
Хотя американский электорат осознал реальность российских операций влияния только в 2016 году, они начались более 10 лет назад после этой первой смены власти в Украине.
Уже в 2005 году двое из ближайших коллег Путина, олигархи Владимир Якунин и Константин Малофеев, начали создавать организации, которые будут продвигать "альтернативу" демократии и интеграции по всей Европе.
С помощью посредников и дружественных компаний, а в последнее время - с помощью "ферм троллей" и операций по дезинформации в Интернете - они создали целую сеть аналитических центров и фальшивых "экспертов".
Иногда они помогали существующим политическим партиям - Национальному фронту во Франции, например, и Северной лиге в Италии - а иногда они помогали создавать новые, такие как крайне правая “Альтернатива для Германии”.
Самый важный спонсор британской кампании Brexit в прошлом имел имел связи с россиянами. Та же история - у некоторых министров в якобы антироссийском, крайне правом правительстве Польши, избранном после кампании, отмеченной онлайн-дезинформацией в 2015 году.
Война в Украине "началась" раньше
Пророссийские "сепаратисты", которые позже начнут войну на востоке Украины, также начали свою деятельность примерно в 2005 году с еще более апокалиптическим результатом.
Российская пропаганда сознательно стремилась разделить Украину и поляризовать ее граждан, в то время как коррупция в России проникла глубоко в экономику. В течение десятилетия российские операции в Украине привели к массовому насилию.
Некоторые из украинцев, посещавших кремлевские молодежные лагеря или присоединившихся к евразийскому молодежному движению в 2000-х годах, часто финансируемому "благотворительными организациями", созданными Малофеевым, Якуниным и другими, приняли участие в штурме зданий городской администрации Донецка в 2014 году, и затем и в ужасающей российско-украинской войне, которая разрушила европейскую политику и унесла более 13 тысяч жизней. Российские солдаты, оружие и советники подпитывают боевые действия на востоке Украины и сейчас.
Старая геополитическая борьба, замаскированная под новую культурную войну
Все эти группы, поддерживаемые Россией, от утонченных голландских крайне правых политиков в элегантных костюмах до донецких головорезов, разделяют общую неприязнь к Европейскому союзу, НАТО, любой объединенной концепции "Запада" и во многих случаях демократии как таковой.
В очень глубоком смысле они являются идеологическим ответом Путина на травму, которую он пережил в 1989 году. Вместо демократии - самодержавие; вместо единства - разделение; вместо открытых обществ - ксенофобия. Удивительно, но российская тактика привлекает немало людей, даже некоторых американских консерваторов.
Это невероятно, но группа циничных, коррумпированных бывших офицеров КГБ, имеющих доступ к огромным количествам нелегальных денег - работающих в стране с религиозной дискриминацией, крайне низкой посещаемостью церкви и многочисленной мусульманской общиной - каким-то образом превратилась в крупнейших мировых пропагандистов "христианских ценностей", выступая против феминизма, прав геев и законов против насилия в семье, и поддерживая "белую" политику идентичности.
Это старая геополитическая борьба, замаскированная под новую культурную войну. Сам Якунин сказал Белтон откровенно, что "эта битва используется Россией для восстановления своего глобального положения".
Трамп - "джекпот" Путина
В конечном итоге, все эти тактики достигли кульминации в карьере Дональда Трампа. В последней главе "Людей Путина" Белтон документирует действия бизнесменов, которые в течение 30 лет кружили вокруг Трампа, спасая его, покупая квартиры в его зданиях за наличные, предлагая ему "сделки", всегда действуя в "полумраке" - между российскими спецслужбами и мафией, причем обе стороны использовали друг друга в своих интересах.
Среди них - Шалва Чигиринский, грузинский черный маркетолог, который встретил Трампа в Атлантик-Сити в 1990 году; Феликс Сатер, связанный с мафией россиянин, чья компания, помимо прочего, служила посредником для зданий Трампа в Манхэттене, Форт-Лодердейле и Фениксе; Алекс Шнайдер, российский торговец металлами, который создал отель Трампа в Торонто; и Дмитрий Рыболовлев, олигарх, который приобрел особняк Трампа в Палм-Бич в 2008 году за $95 млн, что более чем вдвое превышает цену, которую Трамп заплатил за него в 2004 году, - тогда как раз финансовый кризис ударил по компаниям Трампа.
Хотя многие из этих историй уже были написаны ранее, Белтон рассматривает их в более широком контексте.
Суровая правда в том, что Трамп не был исключительным. Он был просто еще одним аморальным западным бизнесменом, одним из многих, которого элита КГБ пропагандировала и спонсировала по всему миру, в надежде, что в конечном итоге их можно будет как-то политически или коммерчески использовать.
Многие из этих ставок не окупились, но в 2016 году Путин наконец-то выиграл джекпот: его оперативники помогли избрать американского президента с давними российскими связями, которые не только сеют хаос, но и систематически подрывают альянсы Америки, подрывают американское влияние, и даже способствовали тому, что весной 2020 года американское федеральное правительство стало недееспособным, что повредило репутации США и демократии в более широком смысле.
Трагедия для мира
Огромный успех для людей Путина оказался ужасной трагедией для остального мира - трагедией, которая также затрагивает простых россиян. В своем послесловии Белтон отмечает, что, стремясь восстановить значение своей страны, друзья Путина из КГБ повторили многие из ошибок, совершенных их советскими предшественниками дома.
Они снова создали прогнившую, авторитарную политическую систему в России и коррумпированную экономику, которая препятствует инновациям и предпринимательству. Вместо того, чтобы переживать процветание и политический динамизм, которые все еще казались возможными в 1990-х годах, Россия вновь обнищала и стала апатичной.
Но Путин и его люди процветают, и это было самой важной целью с самого начала.
Еще в 2005 году, когда захват Россией частей территорий Украины и Грузии был впереди, Путин заявил, что развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой ХХ века. Затем он неоднократно повторял это на различных форумах, собраниях и встречах. Виктор Каспрук рассказывает, как Путин хочет отомстить за распад СССР.
Подробнее читайте на ru.tsn.ua ...