2018-2-16 15:38 |
Когда у соперников мало аргументов, они начинают искать их в конспирологии. Один из таких примеров спор вокруг формулы "Роттердам+". Когда участники рынка и большинство экспертов все же признали формулу рыночной, оппоненты нашли новый "источник вдохновения" на фондовом рынке.
Однако и тут не сложилось. Хотя вполне вероятно, что важен не результат спора, а сам процесс.
Глас вопиющего
Формула "Роттердам+" - один из многих компонентов ценообразования на уголь для производства электроэнергии на тепловых электростанциях. Упрощенно суть ее сводится к тому, что цена такого угля рассчитывается исходя из биржевых котировок на покупку этого топлива в портах Амстердама, Роттердама и Антверпена за последние 12 месяцев, с добавлением стоимости доставки в Украину. Формально в самом Роттердаме или соседних портах уголь пока не покупается. Однако возникающий периодически дефицит вынуждает бизнес закупать топливо на мировых рынках. Чтобы не пересматривать тариф каждый раз при такой покупке цена заложена европейская. При этом "подтягивается" стоимость и угля отечественного производства и государственных, и частных шахт.
Спорам вокруг справедливости такого подхода уделено немало места в социальных сетях и в деловых СМИ. Однако один из доводов был особенно жестким. В июне 2016 года редакторы издания "Наші гроші" опубликовали статью, в которой соотнесли время внедрения формулы "Роттердам+" и начало роста стоимости евробондов (долговых бумаг) компании ДТЭК. По предположению авторов материала, как только Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики приняла решение о внедрении формулы, цены на облигации резко выросли. Поскольку бумаги длительное время обращались на бирже, ими торговали различные инвесткомпании и другие игроки.
Журналисты же обратили внимание только на ICU крупнейшую инвесткомпанию, которая ранее принадлежала главе НБУ Валерии Гонтаревой и сопровождала проект по выведению активов Roshen Петра Порошенко в "слепой траст". Таким образом, СМИ, а также ряд экспертов стали говорить о такой причинно-следственной связи (решение НКРЭКП рост цен на бумаги ДТЭК заработок ICU) как о свершившемся факте.
Сразу после выхода материала ICU распространяла письмо, в котором объясняла реальные причины роста цен на бумаги общий положительный тренд и расчеты известных мировых инвестбанков. Впрочем, эти заявления остались гласом вопиющего в пустыне.
Абсурдные аргументы
В течение полутора лет тема неоднократно поднималась в качестве аргумента и против формулы "Роттердам+", и против деятельности компании ДТЭК, и против деятельности лично Рината Ахметова, акционера этой компании. Ключевыми спикерами темы стали инвестаналитик Андрей Герус, успевший после революции побывать членом НКРЭКП, и народный депутат Сергей Лещенко.
Однако они так и не смогли привести более весомых аргументов в защиту своей конспирологической версии о том, что формула была введена для заработка Порошенко через ICU на тарифах на электроэнергию, чем те самые графики из "Наших грошей".
В недавнем интервью "Интерфакс-Украина" владелец ICU Макар Пасенюк попытался расставить все точки над "і". Во-первых, он с цифрами в руках доказывает отсутствие связи между ценой облигаций ДТЭК и принятием решения о "Роттердаме". Дело в том, что в это время росли все украинские облигации. Поэтому логика того, что ДТЭК были созданы какие-либо преференции для роста не работает. "Если сопоставить даты принятия этих регуляторных решений и график котировок еврооблигаций ДТЭК, то вы увидите их очень слабую взаимосвязь", - говорит он.
Подтверждает его слова и инвестаналитик Dragon Capital Сергей Фурса, который также напрямую связывает рост цен на бумаги с ситуацией в экономике. "С 2015 года сначала дорожали суверенные бумаги, а вслед за ними и корпоративные. Повышение стоимости украинских евробондов происходило по мере достижения Украиной макроэкономической стабильности и экономического роста", - напоминает он. По его словам, единственное, что на самом деле волнует инвестора, покупателя бумаг, это вероятность дефолта, платежеспособность заемщика. "И в этом случае многое зависит от отношений Украины с МВФ. Сотрудничеством с Фондом продолжалось и доходность суверенных бондов снижалась. При этом нужно учесть, что доходность корпоративных бумаг не может быть выше, чем суверенных", - добавляет эксперт.
Второе обвинение в заработке в пользу Порошенко на росте бумаг звучит еще абсурднее. По словам Макара Пасенюка, покупки долговых обязательств ДТЭК осуществлялись не в интересах Порошенко, а для собственных потребностей ICU и управляемых ею фондов, поскольку компания старается избегать работы с политиками. Кроме того, объемы приобретений не были слишком большими, чтобы можно было говорить о заоблачных доходах. "Общий объем выпуска ДТЭКа $1,3 млрд, "Метинвеста" - $1,2 млрд. Наша доля в этих выпусках незначительная. В этом плане мы не можем конкурировать с глобальными фондами - основными держателями данных бумаг", - отмечает инвестбанкир.
Лица "протеста"
Таким образом, заявления Геруса и Лещенко можно назвать не иначе как спекуляциями и желанием заработать политические баллы на теме повышения тарифов и якобы борьбы с олигархами. Хотя на самом деле, если попробовать разобраться в реальных мотивах этих экспертов, можно увидеть, что налицо конфликт интересов.
И связан он, как можно предположить, в первую очередь, с лоббированием интересов крупных промышленных потребителей электроэнергии предприятий Константина Григоришина и Игоря Коломойского.
"Весь шум вокруг "Роттердам+" - это, в первую очередь, конкурентные разборки между олигархами с очень простой логикой: кто-то стал зарабатывать меньше, а кто-то, якобы, больше. Основные промышленные потребители электроэнергии понятны, к тому же, у крупнейших потребителей стоимость электроэнергии в себестоимости производства существенная около 30-45%. К этому решили еще добавить политическую окраску, чтобы тема громче звучала", - считает Макар Пасенюк.
Он добавляет: такой подход объясняет, почему почему все говорят не об оптово-розничной цене электроэнергии (ОРЦ) в целом, а о "Роттердам+" и угольной генерации, которая составляет только 30% ОРЦ и доля производства которой снизилась с 40% в 2015 году до 25% 2017-м. "Именно ОРЦ должна волновать промышленность, если мы говорим о конечной стоимости электроэнергии", - считает инвестбанкир.
У тезиса о политическом и лоббистском окрасе критики есть несколько подтверждений. В первую очередь, имеет место конфликт интересов самого Григоришина в НКРЭКП. "Член НКРЭКУ Борис Цыганенко воспользовался ротацией членов комиссии (их временно оставалось 4 из 7 нижний порог кворума) и ушел "на больничный". Таким образом заблокировав работу НКРЭКУ, что грозило параличом энергетике в отопительный период. Драматизма этому событию добавляли два обстоятельства: во-первых, Цыганенко до НКРЭКУ работал на фирме Григоришина "Энерджи консалтинг", во-вторых, у НКРЭКУ конфликт с Григоришиным по поводу 5 млрд грн Луганского энергетического объединения (ЛЭО). Вот за них и идёт борьба. Всеми доступными способами", - объясняет ситуацию политолог Алексей Голобуцкий. Именно описанными обстоятельствами, а не антикоррупционными рвениями он объясняет "внезапный" интерес Лещенко к теме энергетики.
"Контракт" Лещенко на информационное обслуживание Григоришина уже однажды становился достоянием общественности. Поэтому нельзя исключать, что приходы депутата на заседание комиссии и попытки их срыва, а также публичная критика деятельности НКРЭКП это часть плана медиасопровождения.
Андрея Геруса считают близким к "Самопомочи", многие члены которой озвучивают одинаковые с ним тезисы критики в сторону Рината Ахметова. В околополитических кругах "Самопомич" называют проектом Игоря Коломойского. К слову, активно предоставляет эфиры для комментариев Герусу и для авторских программ Лещенко именно "24 канал" - семейный бизнес лидера "Самопомочи" и мэра Львова Андрея Садового.
Если сопоставить факты критики конкретных инициатив НКРЭКП, а также отдельных предприятий-производителей электроэнергии (за которыми стоят сотни тысяч сотрудников энергетической отрасли) с фактами конфликта интересов отдельных лидеров общественного мнения, становятся понятны и мотивы, и мотивация такой критики.
"Сегодня [Сергей Лещенко] вовсю обличает "Роттердам" Ахметова и его исполнителя Вовка. Он говорит о грабеже народа и выглядит как состоявшийся "популист". Почему-то он ничего не говорит о схемах Григоришина или о газовой афере Гройсмана-Коболева - видимо, пока нет заказа. К сожалению, в этом вся суть врожденного или приобретённого "грантоедства" - за деньги очередного "спонсора" мочить его очередного конкурента", - характеризует работу "экспертов" экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.
Впрочем, к сожалению, именно молодые "реформаторы" и борцы с коррупцией и пропагандируют исключительно черно-белое деление на "своих" и "чужих", #зраду и #перемогу, не желая мириться с гораздо более сложной объективной реальностью.
.Подробнее читайте на gazeta.ua ...