
2020-5-18 10:58 |
Лукашенко наотрез отказывается отменять смертную казнь.
Беларусь остается единственной страной в Европе, где до сих пор в Уголовном кодексе высшей мерой наказания остается смертная казнь. Родственники таких осужденных даже не имеют информации о том, где и когда происходит расстрел – только получают записку о том, что приговор был выполнен.
Об этом говорится в материале BBC.
Жительница Беларуси Наталья должна отрабатывать долг стране за то, что ее двух сыновей воспитывали в детском доме. 18-летнего Станислава и 20-летнего Илью приговорили к смертной казни за жестокое убийство соседки-учительницы и сожжение ее дома. Из-за отработки долга в Минске мать не смогла приехать ни на суд, ни на свидание в тюрьму, где на сыновей уже надели робы смертников.
Муж Натальи умер, когда Стасу было всего 5 месяцев. Долгое время женщина пыталась сама содержать детей – 13 лет, но впоследствии ее сыновей отправили в государственный детский дом. За воспитание Ильи и Стаса на государственном обеспечении Наталья еще должна выплатить 10 тысяч белорусских рублей – это более 4 тысяч долларов по нынешнему курсу. Сама же она зарабатывает около 200 долларов в месяц.
Вместе с тем правозащитник Павел Сапелко рассказывает, что есть в этом и вина государства, поскольку президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно призывал повысить рождаемость в стране.
"Этот приговор - он не только о смерти братьев Костевых, он еще о том, как государственная машина равнодушно перемалывает семьи, превращая матерей и отцов на "обязанных лиц" - людей второго сорта, без прав и перспектив, лишая их надежды на исправление ситуации вместо помощи в трудную минуту", - убежден он.
Наталья просит президента помиловать ее сыновей и заменить приговор – по крайней мере на пожизненное заключение. Сам же Лукашенко уже комментировал ход этого дела.
"Двое подонков, иначе их не назовешь - уже и разбои были, и наказывали их, - убили свою учительницу. За то, что она защитила двух детишек их сестры. Сестра - никакая, асоциальный элемент. А [учительница] защитила их и требовала изъять из семьи. Они ее резали всю ночь", - рассказал он, подчеркнув, что дело на его особом контроле.
Наиболее резонансным делом в Беларуси было расследование взрыва в метрополитене Минска весной 2011 года. В результате теракта умерли 15 человек, более сотни получили ранения. Всего за сутки правоохранители поймали подозреваемых - Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева. Не прошло и года, как их признали виновными и приговорили к смертной казни. Ковалев, которого фактически обвинили в том, что он не сообщил о преступлении, вину не признал. Коновалов же за все время суда лишь рассказал, что сделал это "с целью дестабилизации общественной ситуации". По мнению правозащитников, после этого дела в Беларуси значительно уменьшилось количество тех, кто поддерживает смертную казнь, ведь в вопросе приговора осужденным за взрывы в метро белорусы считали действия властей "поспешными и необъективными". Адвокаты также указывали на ряд нарушений во время судебного разбирательства.
"Ребят же расстреляли очень быстро! Нам не дали даже возможности написать надзорную жалобу. Это произошло на стадии изучения материалов дела", - говорит мать Влада.
Она виделась с сыном в последний раз 11 марта 2012 года. На следующий день к нему уже не пустили адвоката, а 16 числа пришло письмо от Верховного суда об исполнении приговора.
"Я, как и многие люди в Беларуси, только столкнувшись с этим, узнала, что у нас есть такой вид наказания, как смертная казнь. Нужна она или нет, нет смысла спрашивать мнение людей. Здесь все-таки должна быть воля... У нас - одного человека", - говорит Любовь Ковалева. Она уверяет, что неоднократно пыталась встретиться с Лукашенко, но президент не принял ее.
Литератор Игорь Тумаш был среди тех, кто пострадал во время взрывов в минском метро. Он получил сердечный приступ и несколько царапин. Рассказывает, что несколько недель "лез на стены", потому что сдавали нервы.
"Главным открытием было - белорусы как-то молча, тихо живут и молча умирают. Не было криков, люди пытались лечь лицом к полу и умирали в этом положении. Я тащил раненого, с улицы прибежал парень помогать. Мы вдвоем донесли его до выхода из метро, раненого взяли медики, а парень вернулся за новым раненым. И я удивился: есть, оказывается, такой народ!" - вспоминает он.
В то же время в вопросе смертной казни Игорь отмечает, что в Беларуси каждый живет сам за себя и занимается только собственным выживанием.
"Если Лукашенко введет мораторий на смертную казнь, думаю, это знаковое событие никто у нас и не заметит - ведь каждый сам по себе. Разве что на Западе и наши гуманисты это оценят положительно: вот, мол, белорусское общество как-то гуманизируется", - добавляет он.
Из-за существования смертной казни Беларусь постоянно подвергается критике со стороны Запада. Это последняя страна Европы, где существует такая мера наказания. За все время независимости Лукашенко помиловал только одного осужденного к смертной казни – до сих пор неизвестно, кто это был. В целом же за 20 лет в стране казнили более 400 человек. Лукашенко во всех вопросах относительно смертной казни ссылается на результаты референдума 1996 года – тогда более 80% белорусов ответили, что поддерживают такую меру наказания.
"Социологические исследования, проведенные и структурами при администрации президента, и независимыми исследователями, свидетельствуют о том, что количество людей, выступающих за смертную казнь, уменьшается. На сегодня около 63% опрошенных выступают за смертную казнь. Но если эти 63% рассмотреть внимательнее, то увидим, что беспрекословно лишь около 35% выступают за смертную казнь. Все остальные - условно: если вина доказана на 100%, если человека невозможно исправить и тому подобное", - объясняет руководитель кампании "Правозащитники против смертной казни" Андрей Полуда.
Сестра приговоренных к смертной казни братьев Костевых Анна все же не покидает надежды как-то их спасти. Пока идет рассмотрение апелляции она возит Илье и Стасу передачи и пишет письма. Из родного города, где произошло убийство, Анна с детьми уже уехала.
"Если человек не был в этой шкуре, он никогда не поймет. Я вообще до приговора не знала, что страна наша одна, которая не отказалась от смертной казни. Наказание для родственников - это мука. И людям всегда надо давать шанс на искупление. Или пожизненное давать, или срок большой. Ведь даже 20 лет надо отсидеть и выжить, потому что с такими условиями, как там, в тюрьмах, не все выходят оттуда живыми. Но надо прожить, перенести, и там всю жизнь свою оставить. А сюда, на волю, выйти уже с раскаянием. Но смертная казнь - это отказ в праве на покаяние", - считает она.
Подробнее читайте на ru.tsn.ua ...