2021-3-7 13:00 |
<p>Почему Зеленский так боится расследования Bellingcat о провале операции по задержанию российских «вагнеровцев»?</p> <p>В офисе президента витает страх, пишет Владимир Кравченко, обозреватель отдела международной политики ZN.UA, информирует NewsOboz.org.</p> <p>По мере приближения выхода первой части фильма международного проекта журналистов-расследователей Bellingcat о провале операции по задержанию группы «вагнеровцев», воевавших и совершавших преступления в Донбассе, на Банковой все чаще сдают нервы...
Почему Зеленский так боится расследования Bellingcat о провале операции по задержанию российских «вагнеровцев»?
В офисе президента витает страх, пишет Владимир Кравченко, обозреватель отдела международной политики ZN.UA, информирует NewsOboz.org.
По мере приближения выхода первой части фильма международного проекта журналистов-расследователей Bellingcat о провале операции по задержанию группы «вагнеровцев», воевавших и совершавших преступления в Донбассе, на Банковой все чаще сдают нервы. Наши собеседники, комментируя форменную истерику, наблюдаемую у Владимира Зеленского и его ближайших соратников, свидетельствуют: «Второй этаж испугался и передает нервные импульсы на четвертый». Почему?
Напомним, что СБУ и ГУР МО совместно с американцами готовили операцию больше года. Однако на финальном этапе она была сорвана: «вагнеровцев» в конце июля прошлого года задержали на территории Беларуси местные спецслужбы, после чего наемников передали России. Многочисленные публикации в СМИ по поводу срыва операции высказывали подозрения в отношении лиц, входящих в окружение Зеленского и присутствовавших 24 июля 2020 года на совещании у президента, где докладывали руководители украинских спецслужб. Среди присутствовавших — глава ОП Андрей Ермак и первый замсекретаря СНБО, глава комитета по разведке Руслан Демченко.
Изначально на Банковой отрицали проведение такой операции. Теперь же президента и его окружение волнует, как они будут выглядеть в фильме-расследовании Bellingcat, в каком свете будет представлена их роль. Установят ли журналисты-расследователи факт предательства? Назовут ли предателя, «слившего» совместную операцию спецслужб Украины и США? И как в этом расследовании будет представлен Зеленский — пособником или жертвой?
Но ведь если совесть чиста, то чего волноваться? Или же Банковую тревожит, что фильм сыграет на руку Москве, поскольку он публично продемонстрирует миру слабость украинской власти?
О панике, охватившей офис президента в ожидании премьеры, свидетельствует не только история с Василием Бурбой, возглавлявшим ГУР МО в 2016–2020 годах. Пригрозив уголовным преследованием за разглашение государственной тайны, если тот будет сотрудничать с Bellingcat, и одновременно поманив должностью посла в Австралии — если откажется, Бурбу в феврале показательно выселили с госдачи в Конча-Заспе. Кстати, госдача была пожалована ему Петром Порошенко за спецоперацию против одного из агентов влияния России в украинских СМИ, после которой тот вынужден был покинуть Украину.
При этом, как сообщают источники ZN.UA на Банковой, сам Бурба до недавнего времени торговался с ОП, претендуя на должность главы НАБУ и уверяя, что американцы его поддержат. В трудоустройстве «демчине от ГУР» у Зеленского отказали. В ОП на шантаж не пошли, но тревога осталась. О чем свидетельствует не только личный звонок Андрея Ермака автору фильма Христо Грозеву, с которым, как пишет главный редактор «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов, глава ОП «обсуждал, как можно объяснить свою позицию, узнать, что будет в фильме».
Стремясь не допустить выход фильма, офис президента попытался использовать оказию и привлечь к решению вопроса… британскую разведку.
По информации ZN.UA, в конце февраля Украину посетил заместитель главы МИ-6 Ли Лоуренс. Визит западного разведчика такого ранга в нашу страну — событие неординарное. Но на Банковой своеобразно воспользовались приездом высокопоставленного сотрудника британской разведки.
Во время встречи на «острове» (штаб-квартира ГУР МО) руководитель военной разведки Кирилл Буданов и замглавы ОП Роман Машовец пытались убедить Ли Лоуренса, чтобы МИ-6 повлияла на Bellingcat («ведь это же связанная с вами структура») и не допустила выхода фильма. Но этого Банковой показалось мало. Через день высокопоставленному британскому разведчику, на этот раз в компании с приглашенным на встречу послом Великобритании в Украине Мелиндой Симмонс, пришлось во второй раз выслушивать от Буданова и Машовца настоятельные просьбы Банковой.
В ответ британцы якобы сказали следующее: ребята, извините, ничего не можем сделать, это массмедиа, а у нас свобода слова.
После того как ZN.UA стала известна эта информация, редакция отправила в посольство Великобритании в Украине запрос, в котором попросила ответить на следующие вопросы:
1. Обсуждался ли во время упомянутых встреч вопрос о расследовании, которое проводит Bellingcat в отношении провала операции украинских и иностранных спецслужб по задержанию группы «вагнеровцев»?
2. Просили ли господа Буданов и Машовец посла Великобритании в Украине и высокопоставленного представителя МИ-6, чтобы власти Соединенного Королевства использовали свои рычаги влияния на Bellingcat и остановили расследование и съемки фильма?
ZN.UA получило оперативный и дипломатичный, но вполне ясный ответ пресс-службы посольства Великобритании в Украине: «Мы не комментируем вопросы, связанные с работой спецслужб. Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть информацию, о которой вы спросили».
Тем не менее, факт встречи подтвердили ZN.UA несколько независимых друг от друга источников. Как и поднятую украинской стороной тему расследования Bellingcat.
Жесть? Пожалуй, еще хуже.
Эта история словно списана со страниц плохого шпионского триллера. Она демонстрирует отсутствие понимания Зе!командой работы западных институций, примитивность восприятия Банковой и руководителями украинских спецслужб работы массмедиа в целом и журналистов-расследователей в частности, да и вообще топорность усилий по предотвращению выхода фильма-расследования. Что хуже, подобный разговор эмиссаров Банковой с представителями правительства Ее Величества подрывает доверие к руководству Украины и украинским спецслужбам со стороны Запада.
Провал операции по поимке «вагнеровцев» — это история не только о возможном «кроте», — ведь ни одно государство не застраховано от появления шпиона в высших эшелонах власти.
Это также история об отсутствии у Зеленского готовности расследовать провал операции и адекватно реагировать на наличие потенциального предателя в своем окружении. Поняли ли Буданов и Машовец, что именно такой сигнал они фактически передали британцам?
Нежелание проводить полноценное расследование дискредитирует украинское государство и его руководство в глазах как украинцев, так и западных партнеров Украины. Что, в общем-то, вполне соответствует интересам Кремля.
Как только вспыхнул скандал, ZN.UA писало, что американцы могли участвовать в операции не столько ради задержания украинцами группы «вагнеровцев», сколько ради создания ситуации, которая позволит выявить пророссийских «кротов» в окружении президента и вынудит Зеленского отправить их в отставку. Потому что Вашингтону важно понимать, насколько надежным партнером является украинское руководство, насколько оно защищено и имеет ли намерение защищаться от российского влияния и, наконец, в чьи руки попадает секретная информация, которой США делятся с Украиной.
Что мешало Владимиру Зеленскому сразу же, при появлении первой информации о вероятном «кроте» в его окружении, инициировать экстренное заседание СНБО и проведение совместного расследования ГБР и СБУ, отстранить на время проверки Ермака, Демченко и других участников совещания у президента 24 июля 2020 года, а после огласить результаты расследования? Не сделав этого своевременно, Зеленский упустил время, когда малой кровью мог решить проблему, и усугубил ситуацию. И Зеленский после этого удивляется, почему Украина еще не в НАТО и собирается задавать этот вопрос Байдену! Открытое же ГБР в сентябре прошлого года дело стало запоздалым шагом, а расследование пока не привело к каким-либо значимым результатам.
В последние недели Зеленский предпринял ряд действий против пророссийских групп влияния в Украине. Но вводя санкции против Медведчука, Козака и Марченко, президент предпочитает не замечать в своей команде людей с сомнительной репутацией, продолжающих пользоваться его доверием. Руслан Демченко все так же вхож к президенту. Он — главный интерпретатор всех данных, поступающих по линии спецслужб. Да и Андрей Ермак до сих пор занимает должность главы ОП и на сегодняшний день сохраняет статус самого влиятельного человека в окружении президента.
Впрочем, в среду и.о. директора ГБР Алексей Сухачев во время отчета в Верховной Раде сообщил, что дело о срыве операции по «вагнеровцам» активно расследуется, допрашивается ряд лиц, в том числе глава ОП Андрей Ермак. «Не надо манипулировать на указанном уголовном производстве, следствие продолжается, и в ближайшее время мы дадим результат», — заявил Сухачев. Но хотелось бы, чтобы расследование было непредвзятым.
Ведь сам президент должен быть заинтересован в объективном расследовании провала операции по поимке «вагнеровцев». Иначе люди с сомнительной репутацией потянут его на дно. Однако Зеленский не решается на пусть и запоздалый, но все же необходимый шаг. Кто сказал, что хороший разведчик должен ходить в косоворотке и с балалайкой? Часто агента можно вычислить лишь по совокупности действий в значительный промежуток времени. Ведь и Штирлиц был эффективным сотрудником VI отдела РСХА.
Те же, кого СМИ подозревают в «сливе» операции, не просто входят в окружение президента: они создают ему комфортную атмосферу и формируют его взгляд на происходящее. В том числе и по делу «вагнеровцев», и по расследованию, проводимому Bellingcat. Таким образом круг замыкается, а Зеленский не предпринимает действий, чтобы его разорвать. Ведь если уволить и дистанцироваться от людей, находящихся под подозрением, то разрушится его мир. На это трудно решиться.
При этом Зеленский, как свидетельствуют источники, весьма нервничает из-за того, что до сих пор так и не состоялся его телефонный разговор с Джо Байденом. А Ермак переживает по той причине, что американцы по-прежнему не видят в нем человека, через которого можно доносить важные месседжи до президента. Но ведь когда в нынешней американской администрации думают о Ермаке, они помнят не только о Джулиани, но и о «вагнеровцах». И этого они так скоро не забудут.
Самому же Зеленскому переживать из-за отсутствия звонка из Вашингтона в общем-то не стоит. По информации ZN.UA, американцы просто хотят основательно подойти к первому разговору: они готовят комплексную стратегию в отношении Украины. Когда ее можно будет предложить, тогда и состоится разговор. При этом Белый дом якобы даже готов предоставить нашей стране статус основного союзника вне рамок НАТО. Но пока стратегия разрабатывается, все жесткие претензии к Киеву Вашингтон передает через МВФ и послов «большой семерки».
В ситуации, если Bellingcat, имеющий на Западе репутацию авторитетного проекта журналистов-расследователей, обнаружит «слив» информации в операции по задержанию «вагнеровцев», а Зеленский в ответ ничего не предпримет, то по его репутации будет нанесен серьезный удар. Конечно, он вряд ли окажется в положении нерукопожатного, коим стал Леонид Кучма во время «кольчужного скандала». Появление первой части фильма-расследования Bellingcat, возможно, подтолкнет Зеленского к принятию необходимых для национальной безопасности (да и для него лично) кадровых решений. В противном случае доверие лидеров западных государств к Владимиру Зеленскому основательно пошатнется.
История показывает, что американцы всегда занимаются всем основательно и доводят начатое до конца. В Вашингтоне, возможно, долго запрягают, зато быстро «колесуют». И если ты попал под подозрение за незаконные дела, то жди наказания. История с Игорем Коломойским и введенными против него американскими санкциями демонстрирует, что случается, когда глобальные игроки устают ждать от Украины решений ее же собственных проблем. Поэтому свои проблемы лучше решать самостоятельно.
Подробнее читайте на newsoboz.org ...