Особо энергично имущество разбазаривал Лебедев

Особо энергично имущество разбазаривал Лебедев
фото показано с : gazeta.ua

2018-3-7 01:40

С 2005-го по 2014 год из Украины продали 832 танка, 232 вертолета, 202 самолета, 714 БМП и БТР, 4930 автомобилей, 28 555 единиц ракетно-артиллерийского вооружения, 1,824 млн единиц стрелкового оружия и боеприпасов на 560 млн грн.

Это данные Генеральной прокуратуры.

Еще больше военного имущества продали до 2005 года. Однако, по данным Генпрокуратуры, документы об этом уничтожены или потеряны.

Из-за продажи сотен танков, БМП и БТР, зенитно-ракетных комплексов, самолетов и тому подобного обороноспособности государства нанесен значительный ущерб. Разбазаривали военное имущество практически все министры обороны. Особо энергично ставленник Медведчука и экс-нардеп от "Блока Юлии Тимошенко", российский гражданин Павел Лебедев. Он возглавлял министерство с 2012-го по 2014 год и спланировал уменьшение численности Вооруженных сил до 50 тыс. личного состава. То есть до уровня, когда задачу по защите территории страны было бы физически невозможно выполнить.

Но только Анатолию Гриценко, который состоял в должности министра обороны с 4 февраля 2005-го по 18 декабря 2007 года, удалось удержаться в политике.

По данным Генеральной прокуратуры, за время его пребывания на должности министра обороны продано 200 танков, 14 вертолетов, восемь самолетов, 145 БТР и БМП, 348 автомобилей, 16 564 единицы ракетно-артиллерийского вооружения (то есть больше половины из проданного за 20052014 годы), 461 тыс. единиц стрелкового вооружения и 140 млн единиц разных боеприпасов. За все это государство получило лишь 1,3 млрд грн.

С 22 сентября 2006-го по 20 августа 2007 года существовал запрет на реализацию "избыточного" военного имущества, отмену которого поддерживал Гриценко.

По данным народного депутата Украины, секретаря комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Ивана Винника, за время, когда Министерством обороны руководил Анатолий Гриценко, были проданы за границу новейшие зенитно-ракетные комплексы С-300 по цене $2,5 млн. В феврале 2007 года государственное предприятие "Укроборонсервис" и Министерство обороны заключили договор комиссии об отчуждении и реализации военного имущества (ЗРК С-300 ПС) на внутреннем рынке. В дальнейшем ГП "Укроборонсервис" по договорам о предоставлении услуг, которые, вероятно, были фиктивными, передало приобретенные составляющие ЗРК С-300 ПС на ремонтные предприятия для технического обслуживания и профилактики. А в марте 2007-го должностные лица ГП "Укроборонсервис" и министерства обороны Республики Казахстан заключили контракт на поставку ЗРК С-300 ПС в целом на $23,6 млн. Это значительно превышает сумму, которую получило Минобороны Украины от первой продажи этого военного имущества на внутреннем рынке, утверждает Винник.

Система из нескольких ЗРК дает возможность создать группировку ПВО, способную обеспечить оборону объектов на территории площадью десятки тысяч квадратных километров. Таким образом, по данным Винника, Анатолий Гриценко продал эту систему в десятки раз дешевле ее рыночной цены. Кроме того, якобы два самолета и два вертолета тогда были переданы на безоплатной основе.

На момент начала агрессии России в Украине не было достаточно исправного оружия и техники. В первую очередь это касается самолетов и вертолетов, также танков, БТР, БМП. Кроме того, большое количество оружия и боеприпасов, в частности стрелкового оружия и переносных зенитно-ракетных комплексов, были уничтожены во времена пребывания на должности министра Гриценко в рамках программ разоружения, финансированных НАТО, которые он поддерживал.

В ответ на эти обвинения Анатолий Степанович не отрицает, что санкционировал продажи "избыточного имущества". Но утверждает, что "Украине недостает не количества техники, а качества управления". Хотя вряд ли это может касаться дефицитных для страны комплексов ПВО, самолетов, вертолетов, танков и ракетных и артиллерийских вооружений на фоне того, что Украина в начале войны должна была использовать старые, наскоро восстановлоенные образцы оружия.

В то же время, действительно, длительное время одной из статей наполнения бюджета Минобороны был так называемый спецфонд. Он наполнялся за счет средств, которые военное ведомство зарабатывало, осуществляя собственную хозяйственную деятельность, в частности, и за счет распродажи "лишнего" военного имущества, например, боевой техники. Такой механизм финансирования поощрял обвальную распродажу имущества.

По словам Гриценко, механизм принятия решения относительно продажи техники во времена его пребывания на должности был такой: "Генеральный штаб главный орган военного управления в соответствии с возникающими угрозами определяет, сколько техники ему нужно в боевом составе, сколько в резерве и какая техника избыточна. Этот перечень, составленный Генштабом, вносят на Кабмин, согласовывают с профильными министерствами и утверждают на заседании правительства. А дальше продажа осуществляется через специальные государственные предприятия".

Такой порядок продажи вооружения предусматривает значительное влияние Министерства обороны на этапе решения Генерального штаба, согласования перечня с самим Минобороны, его влияние на руководство государственных предприятий, которые непосредственно осуществляли продажу оружия.

Не удалось найти публичных выступлений Анатолия Гриценко во время его пребывания на должности министра против имеющегося на то время порядка продажи вооружения. А тот допускал коррупционные риски для государства из-за потери на разнице между балансовой и реальной собственностью продажи военного имущества.

Также за время пребывания Гриценко на должности министра, по данным волонтера Юрия Бирюкова, было отчуждено от государства на безоплатной основе 167 военных городков, 4931 здание и сооружение, 15 тыс. га земли.

На сегодня Генеральная прокуратура вернула в государственную собственность ряд имущественных объектов, отчужденных в то время. В частности, комплекс военного госпиталя в Днепре и тысячи гектаров земли.

Коррупционность действий Анатолия Гриценко при продаже военного имущества до сих пор не доказана судом. Но очевиднее является неправильная оценка им на должности министра военных рисков для государства и их игнорирование. Для примера, в июле 2008 года, за месяц до агрессии России против Грузии, Гриценко, который тогда возглавлял комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, выступил против проведения военного парада в Киеве. Мотивировал это тем, что у Украины "нет критической массы новой техники, которую нужно показать, нет внешней военной угрозы, когда нужно продемонстрировать свои военные мышцы".

Другие бывшие министры обороны, в отличие от Гриценко, не демонстрируют политические амбиции. Однако это не должно избавлять их от ответственности за совершенное.

.

Подробнее читайте на ...

гриценко военного обороны имущества время продажи должности министра