2020-11-12 19:40 |
В новый план по Донбассу Украина хочет собрать все наработки по урегулированию войны за пять лет.
На днях в формате видеоконференции политические советники Нормандского формата решат, состоится ли встреча лидеров нормандской четверки до конца этого года в Берлине. Также они обсудят новый украинский "План совместных шагов" по Донбассу, который наша делегация представила на прошлой неделе в Трехсторонней контактной группе (ТКГ). Появлению "Плана совместных шагов", который среди прочего предусматривает проведение выборов на Донбассе уже 31 марта 2021 года и увеличение численности СММ ОБСЕ в 4 раза, предшествовал слив Кремлем в пророссийские СМИ в Украине так называемого "плана ОРДЛО".
Что предлагает Украина и с чем согласна Россия? Действительно ли есть шанс прекратить войну и провести местные выборы на Донбассе уже весной следующего года? О деталях нового украинского плана ТСН.ua расспросил у первого президента независимой Украины, руководителя украинской делегации в ТКГ Леонида Кравчука.
Суть нового украинского "Плана совместных шагов" по Донбассу
Для того, чтобы понять саму суть и философию этого вопроса, нужно исходить из того, что сейчас в ТКГ есть не только украинский план. Есть российский план, есть наработки по ОРДЛО, есть, собственно говоря, дорожная карта Нормандского формата и политических советников Нормандского формата — четверки. То есть, за все эти годы наработано очень много различных документов, которые направлены на одну цель — урегулирование военной ситуации на Донбассе. И были такие документы, которые нам запомнились. Ну, скажем, документ, принятый в 2015 году — это Комплекс мер (Минские договоренности, подписанные 12 февраля 2015 года. — Авт.). Этот документ был подписан во время президентства Петра Порошенко и одно положение очень всем запомнилось — порядок действий на неподконтрольной Украине территории. А именно, что сначала: выборы, а затем контроль над границей и установление украинской власти, или сначала контроль над границей, установления там украинской власти, а уже потом выборы? В этом документе записано, что сначала выборы, а затем контроль над границей. Этот вопрос как был записан пять лет назад, так и остается главным тормозом для любого движения вперед. Российская сторона, как только происходят какие-то попытки поиска возможных форм действий, которые бы способствовали точному решению любых вопросов, сразу напоминает нам, что мы должны руководствоваться Минскими договоренностями. Здесь возникает главный вопрос, ведь этих договоренностей не одна, их много, а они берут только одну, которая рассмотрена и в целом одобрена Советом безопасности ООН. Поэтому мы сейчас как действуем? Попросили политическую подгруппу в рамках ТКГ сделать единый план из всех этих планов (в одном случае это называется дорожной картой, в другом — план, название не имеет принципиального значения). Этот общий план мы будем рассматривать на заседании ТКГ и принимать решение. Такой финал. А когда они сделают это? Трудно сказать, работа очень большая, которая включает в себя не только прекращение военных действий, но и разоружение, демилитаризацию, проведение выборов, формирование там украинской исполнительной и других ветвей власти… Это огромный комплекс безопасности, политических, экономических, социальных и духовных мероприятий.
"План совместных шагов" как предпосылка встречи Зеленского и Путина
Я сказал, что это в том числе является предпосылкой. А сам план имеет более широкую задачу — обеспечение достижения мира на Донбассе. Это глобальная задача для нас. Но в этом перечне заданий, которые будут решаться по дороге к этой великой цели, конечно есть задача провести встречу в Берлине на самом высоком уровне. На днях должна состояться по видеоконференции встреча политических советников. На этой встрече, думаю, уже окончательно будет решено, будет ли встреча на высшем уровне в этом году, или нет. Украина, предложив такой план, открывает дорогу к тому, чтобы такая встреча состоялась. Но захотят ли наши оппоненты… Я их так мягко называю, а на самом деле оппонент у нас один, один агрессор — Россия. Захочет ли она в данном случае поддержать эту идеологию? Я думаю, что время пришло захотеть. Потому что, будем говорить откровенно, не такое уж блестящее положение у России сегодня, чтобы диктовать многим, в том числе и Украине, какие-либо условия и не идти на любые уступки. Смотрите, новоизбранный президент США Джо Байден в разговоре с европейскими лидерами, а я такого не помню за время, по крайней мере, своего пребывания у власти, среди горячих точек дважды назвал Украину. Думаю, это хороший знак. Европа, США и весь цивилизованный мир видят, что в данном случае это не просто маленькая точка на карте. Это пламя в центре Европы, которое в любой момент может стать катастрофой. Этого нельзя допустить.
Есть ли согласие ОБСЕ увеличить численность СММ в четыре раза?
Мы ведем переговоры на всех уровнях. В Украине есть постоянный глава ОБСЕ. Они видят и знают ситуацию. Они находятся под влиянием не только происходящего здесь, в Украине, но и в Европе и мире. И они понимают, что это не какие-то надуманные наши пожелания, чтобы увеличить количество людей. Мы мотивируем и доказываем, что это нужно, чтобы действительно обеспечить проведение выборов, формирование власти. И это только начало. А дальше — колоссальная и грандиозная работа по восстановлению территорий, реконструкции экономической, политической, социальной и духовной жизни. Потому что за эти годы там произошли такие перекосы во всем спектре человеческой жизни, надо время для того, чтобы все поставить на место.
Россия хотела провести фейковые выборы в ОРДЛО весной 2021 года. По украинскому плану дата выборов в ОРДЛО — 31 марта
Как человеку, который уже давно у власти и видел все, я не хочу даже обращать внимания на боевиков. Для меня их нет. Они не являются субъектом. Мы готовим наш план в соответствии с цивилизованным видением мира. И этот план, который мы подготовили, поддерживается и европейскими партнерами, и США. Поэтому это главное. А что там боевики думают, ну, пусть себе думают. Они для того там и существуют, чтобы пакостить, они живут за счет этого, для них это заработок, норма жизни. А мы такого не воспринимаем и хотим видеть Украину цивилизованной.
По выборам. Главное здесь даже не конкретная дата. Время можно перенести. Это не является принципиальным вопросом. Принципиальным вопросом является контроль Украины над границей, соответствующие действия украинской власти на подконтрольных территориях, установление украинских институтов власти, которые и могут обеспечить проведение выборов по украинским законам. Если, скажем, в январе, допустим, ВР принимает закон об особенностях этих выборов. Я, например, считаю, что там могут быть только мажоритарные выборы, потому что там нет украинских партий, там ничего нет. Пропорциональные выборы могут быть? Не могут. Это я так думаю и не говорю, что мое мнение является истиной в последней инстанции. ВР принимает закон. Как только приняли закон, уже можно готовиться к выборам — февраль, март и часть января. Времени хватает. И это не сегодня готовится. Мы это делаем не с чистого листа. Уже есть наработки, принимается закон, готовятся выборы. А какие законы надо принять до этого? О демилитаризации, недопущении преследования невиновных лиц (об амнистии. — Авт.). Нельзя думать, что кто-то покажет пальцем и кого-то будут судить. Это просто неприемлемая философия. Только по украинскому закону.
С чем категорически не соглашается РФ?
Комплекс мероприятий, который подписали в 2015 году во времена Петра Порошенко, является огромной ошибкой. Это политическая петля на шее Украины и один из тормозов, который везде и во всем мешает нам принимать решения. Вчера мы заседали в ТКГ. Они повторяли одно и то же, что, мол, Украина меняет философию и порядок Минских договоренностей. Что там записаны сначала выборы, а потом граница, а Украина хочет наоборот. А дальше они не хотят слушать меня о том, что этот Коплекс мер был подписан в очень сложных условиях, шли военные действия. Но факт остается фактом. Как избавиться от этого главного пункта? Сейчас они нам тычут в глаза этот документ. Но я им говорю, что это не единственный документ, который был принят в Минском процессе, Нормандском формате. Принято много документов и надо брать весь комплекс решений, а не акцентировать на одном пункте о выборах и границе. Мы стараемся убедить, аргументируем, говорим о возможных компромиссах. Есть, например, идея, что, возможно, не всю границу сначала передавать под контроль Украины, возможно, вместе с силами ОБСЕ. Есть много вариантов, но главный принцип — нельзя провести выборы по украинским законам на территории, где нет ни грамма украинского.
Подробнее читайте на ru.tsn.ua ...