2019-4-19 05:55 |
Владимир Зеленский - талантливый актер. Недаром его сериальный персонаж Василий Голобородько так понравился 30% избирателей, что они готовы доверить исполнителю этой роли руководство государством.
Вот только во время войны мы выбираем не просто президента. А прежде всего - верховного главнокомандующего Вооруженных сил, которые защищают Украину от агрессора, и главу дипломатии, который воюет за поддержку международного сообщества. И это - не телешоу, где все можно переиграть или снять еще один дубль.
Что ожидает Украину в случае победы кандидата, не имеющего опыта в государственном руководстве и политике? Сценарий неутешительный. И самое обидное, что черновики (по-телевизионному, "драфты". - ГПУ) в этом случае не предусмотрены. Сразу - чистовик нашего с вами будущего.
Влиятельный британский журнал "Экономист" дал статье о президентской кампании в Украине заголовок "Трагикомедия".
"После выборов украинцам может стать не до смеху", - пишет издание. И пока избиратели Зе в эйфории от того, как удачно "показали власти средний палец", Запад откровенно обеспокоен будущим Украины в случае победы Зеленского. "Западных дипломатов пугает его неподготовленность. Многие опасаются, что Владимир Путин съест его, как плитку шоколада", - отмечает "Экономист".
В Кремле действительно не скрывают надежд на результат: главное - проигрыш Петра Порошенко. Который как сильный переговорщик и дипломат со стальным характером Путину категорически не подходит. Зато Зеленский его вполне устроит. Не потому, что симпатизирует России или что-то - а прежде всего потому, что не имеет опыта. В том числе и в ведении переговоров с такими "супертяжами" мировой политики, как президент РФ.
Неслучайно на недавнем совещании у первого заместителя главы администрации Путина Сергея Кириенко речь шла о том, как воспользоваться неопытностью "президента Зе". В Кремле понимают, что избиратели Зеленского ждут от него установления мира - ведь кандидат не раз им это обещал. И по "великодушному" сценарию Москвы новому президенту Украины даже не придется становиться перед Путиным на колени - достаточно, как он говорил, "пойти на компромиссы".
Кремлевский план прост: в обмен на размещение миротворческих сил на Донбассе (на условиях РФ. - ГПУ) реинтегрировать ДНР и ЛНР в Украину. Чтобы они осенью этого года смогли участвовать в парламентских выборах. Так Москва рассчитывает получить прокремлевское большинство в следующей Верховной Раде и в дальнейшем полностью повернуть ситуацию в свою пользу, заблокировать движение Украины в ЕС и НАТО.
Зеленский окажется в роли "английской королевы" и фактически не окажет влияния. В конце концов, нивелирование должности президента Украины - это давняя мечта кремлевских технологов, которую они неоднократно пытались воплотить.
Понятно, что о возвращении Крыма в таких условиях можно забыть. Впрочем, кандидат Зе об этом ни разу и не заговаривал. Скорее всего, при его президентстве тема оккупации полуострова будет замалчиваться, а крымскотатарская автономия не будет провозглашена.
Отношения Украины с Западом, в лучшем случае, зависнут. Зеленский не имеет никакого представления о ведении международных переговоров. И хотя бы мало-мальски опытных дипломатов в его команде тоже нет. А первая встреча с рейтинговым кандидатом заставила представителей международного сообщества схватиться за голову.
Так или иначе, пока Зе и его команда будут разбираться, с кем им дружить и договариваться, сотрудничество Украины с международными институтами прекратится. Следовательно, отойдут и западные инвесторы.
Одним из самых больших рисков для экономики может стать разрыв отношений с Международным валютным фондом. А это произойдет, если при президентстве Зеленского его бизнес-партнер Игорь Коломойский вернет себе Приватбанк. Олигарх уже высказал такую надежду. И даже не дожидаясь победы Зеленского, обратился в суд о якобы незаконном переходе Привата в собственность государства (которое потратило на его докапитализацию более 155 млрд грн. - ГПУ). А национализация Приватбанка, со счетов которого Коломойский вывел в офшоры около $5,5 млрд, была одним из требований МВФ. Если банк вернется в собственность олигарха, это будет означать резкое обесценивание гривны и угрозу дефолта, банкротство страны. Не говоря уже о возможном крахе самого банка.
Впрочем, победу Зеленского на выборах президента ожидает не только Коломойский, но и другие украинские олигархи. При президентстве Порошенко, который сам любого олигарха заткнет за пояс, они потеряли влиятельность и вынужденно отошли в тень. А теперь рассчитывают вернуться.
Для украинского языка и культуры, которые после столетий русификации начали увереннее чувствовать себя, снова наступят тяжелые времена.
Для Зеленского эта тема всегда была чужой. Народный депутат Мустафа Найем, который часто критикует Порошенко, признал, что в отношении к украинской культуре "новый" Зеленский продолжает старую малороссийскую традицию:
"Мы знаем о взглядах "слуги народа" только по сериалам и выступлениям "Квартала-95", где все украинское выставлено в образе провинциального рагулизма, над которым смеются "правильные" русскоязычные герои. Это эпос колонии, а не страны, переживающей национально-освободительную войну. И герои этого эпоса - типичные представители старого поколения, которые страдают комплексом неполноценности перед московской метрополией".
Поскольку украинские церковные вопросы Зеленского также не интересуют, можно ожидать и стремительного восстановления влияния Русской церкви в Украине.
В конце концов, политтехнолог штаба Зеленского Дмитрий Разумков прямо объявил позицию кандидата:
- Все, что может разъединять украинцев - вера, язык, территория, исторические персоналии - нужно вынести за скобки, пока мы не закончим войну.
Впрочем, что тут удивляться, если Разумков - один из бывших лидеров молодежного крыла Партии регионов. Никогда не скрывал своих пророссийских взглядов и тяготения к Москве.
Писатель Юрий Андрухович назвал "проект Зе" мягкой версией Партии регионов:
"Свой реванш рыги берут тихой сапой. Тихий реванш старых политических профи под прикрытием "аполитичного "комика-новичка", - констатирует писатель.
В разговоре с французским философом Бернаром-Анри Леви Владимир Зеленский признался, что уже не дождется встречи с Путиным, потому что сможет его рассмешить. И это, пожалуй, самое искреннее обещание кандидата. Главное, чтобы после его победы всем нам не пришлось плакать.
Комик он, возможно, и сильный. Но как государственный деятель без опыта и подготовки неизбежно окажется слабым. А слабый лидер во время войны - это трагедия. Угрожающая Украине поражением, превращением в буферную "серую зону" между Россией и Западом, а при наихудшем развитии событий - в Венесуэлу посреди Европы. И конец европейской и евроатлантической интеграции.
.Подробнее читайте на gazeta.ua ...