2021-6-3 12:25 |
Если Украина смогла отказаться от российского рынка, то разрыв отношений с Беларусью не станет слишком большой проблемой — об этом говорят представители бизнеса
Украина вслед за Евросоюзом подумывает о введении санкций против Беларуси. Такие меры могут стать ответом на похищение Беларусью самолета Ryanair и арест правоохранительными органами оппозиционного журналиста и основателя телеграмм-канала NEXTA Романа Протасевича 23 мая.
«Первой ласточкой» стал запрет полетов. 26 мая украинское правительство прекратило авиасообщение между Украиной и Беларусью и запретило украинским судам полеты над белорусской территорией, а с 29 мая — поручило закрыть украинское воздушное пространство для белорусских самолетов.
В ответ Беларусь 28 мая ввела на полгода режим индивидуального лицензирования для импорта ряда украинских товаров, среди которых — кондитерские изделия, изделия из дерева, мебель, сельхозтехника и строительные материалы.
В Украине в течение последней недели активно обсуждается идея введения секторальных экономических санкций против Беларуси. Однако мнения разделились. Если одни эксперты настаивают на введении ограничений, то другие предупреждают, что механизм санкций работает в обе стороны. То есть Украина не может ввести экономические ограничения в отношении Беларуси неощутимо для собственной экономики.
Наиболее ощутимым для Украины может стать отказ Украины или запрет Беларуси на поставки бензина и дизельного топлива. В Украине может возникнуть катастрофический дефицит горючего.
ТСН.ua разбирался, насколько критическим для экономики Украины станет отказ от импорта белорусских товаров, а также какие контрсанкции в отношении Украины может ввести режим Лукашенко.
Товарооборот между Украиной и Беларусью: кто что покупает и продает
Беларусь занимает третье место по товарообороту среди стран-соседей Украины. По данным Государственной таможенной службы, общий товарооборот между Украиной и Беларусью за прошлый, в 2020 году — 4,23 миллиарда долларов. Впереди Беларуси — только Польша и Россия, товарооборот Украины с которыми за прошлый год составил 7,41 и 7,27 млрд долларов соответственно.
Импорт белорусских товаров Украины превышает экспорт более чем в два раза — 2,89 млрд против 1,34 млдр долларов. Львиную долю товарооборота между странами составляет топливо и нефтепродукты — их Украина импортировала на 1,52 млрд долларов, что составляет чуть более трети от общего товарооборота.
На втором месте в списке товаров, которые Украина закупает у Беларуси, — удобрения. Их импорт по результатам прошлого года года составил 290,2 млн долларов. В целом импорт удобрений за прошлый год составил 841,9 млн долларов, соответственно, доля белорусских товаров в нем — меньше трети.
Замыкают тройку средства наземного транспорта и оборудования к нему, импорт которых по результатам прошлого года составил 211,81 млн долларов. Доля белорусского автотранспорта в структуре импорта — менее 5%. Впрочем, по результатам 2021 объем импорта автотранспорта будет еще меньше — в конце апреля Украина ввела специальную пошлину в размере 35% от стоимости на импорт автобусов, грузовых и специальных автомобилей из Беларуси.
Беларусь в прошлом году покупала у Украины преимущественно семена и плоды масличных растений (на 145,98 млн долларов), остатки пищевой промышленности и корма для животных (на 138,9 млн долларов) и железнодорожные локомотивы, вагоны трамвая и детали к ним (на 126,88 млн долларов).
«Беларусь нам продает гораздо больше товаров, чем им. Причем, Украина продает в основном сырье, а белорусы — товары с высоким уровнем добавленной стоимости: автомобили, сельскохозяйственные товары, или продукты машиностроения. Этим товарам можно найти импортные заменители, или развивать свое производство», — говорит в комментарии ТСН.ua экономический эксперт Алексей Кущ
Он добавляет, что из-за отсутствия соответствующей промышленной политики украинская экономика вряд ли выиграет от запрета импорта белорусских товаров: отечественная промышленная продукция на рынке не появится, скорее всего, вместо нее зайдет китайская.
Угрожает ли Украине дефицит горючего
Фактически после событий 2014 года и значительного ограничения торгово-экономических отношений с Россией Беларусь начала выполнять специфическую роль экономического хаба. Многие товары, которые Украина перестала покупать напрямую в России, стали поступать в Украину через Беларусь. Речь идет прежде всего о энергоносителях — уголь и нефтепродукты. В частности, Украина покупала в Беларуси уголь, который та не добывала, — он мог быть или российским, или добытым на неподконтрольных Украине территориях Донбасса.
«В качестве контрсанкций Беларусь прежде всего может закрыть эту« хабовую» функцию. Мы тогда потеряем «серые» схемы товарооборота с РФ. Часть нашего общества это будет приветствовать, но этот вопрос гораздо сложнее, чем выглядит снаружи», — говорит Алексей Кущ.
По мнению эксперта, Украина может иметь проблемы, если Беларусь запретит импорт электроэнергии, даже несмотря на то, что он сейчас на минимальном уровне: по информации председателя парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Андрея Геруса, в апреле 2021 Украина импортировала «тока» в апреле составлял 8,1 млн кВт-ч, что является 0,079% от общего потребления.
«В таком случае мы превращаемся в формат энергетического острова. Учитывая, что у нас не хватает балансирующих и накопительных мощностей, определенные перетоки электроэнергии должны быть, чтобы балансировать систему во время пиковых нагрузок», — объясняет Кущ. Соответственно, Украине нужно ускорить интеграцию с западной энергосистемой — этот процесс должен завершиться в 2023 году и он автоматически предполагает отказ от покупки электроэнергии как у России, так и у Беларуси.
Другая критическая точка в экономических отношениях Украины и Беларуси — импорт нефтепродуктов. По данным Консалтинговой группы «А-95» 2020 года, белорусские нефтепродукты занимают 40% украинского рынка бензина, 30% рынка дизельного топлива и 17,4% — рынка автогаза.
По данным профильного сайта enkorr, 28 мая Белорусская нефтяная компании сообщила, что отказывается поставлять в июне бензин марки А-95 в Украине, а затем предупредила, что уменьшит объемы его поставок до 10 тысяч тонн в месяц, что может привести к дефициту бензина А-95 на заправках.
Впрочем, профильные эксперты не верят, что Беларусь может прекратить поставки топлива, ведь Украина формирует основную прибыль белорусской нефтепереработки, от которой существенно зависит экономика страны. В частности, такое мнение высказал председатель Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, добавляя, что Украина вполне возможно заместить белорусский импорт за счет увеличения собственной переработки и покупки нефтепродуктов у других продавцов.
Это подтверждают и другие эксперты. «Большие объемы топлива найти и купить можно будет. Но проблема в логистике. В случае прекращения импорта из Беларуси, завезти большое количество дизельного топлива можно будет только через южные порты, а там ограничены мощности перевалок», — говорит Алексей Кущ.
«Единая позиция, которая выглядит проблематично, — это битум. Привезти такой объем неоткуда. Но битум — это не дизель, и не бензин, будут на 10-20% строить меньше дорог, а деньги можно направить на цементные дороги или на объекты инфраструктуры, которые не требуют битума», — пишет на Facebook Сергей Куюн.
«Поэтому мы без белорусского топлива проживем, а выживет без продаж в Украине белорусская нефтепереработка? Вряд ли. Понятно, что россияне поддержат, но это окончательно выбьет у Лукашенко способность хоть как-то этой экспансии противодействовать», — резюмирует эксперт.
Что о санкциях думает бизнес
Опрошенные ТСН.ua представители украинского бизнеса не видят особой проблемы в введении санкций в отношении Беларуси. По словам руководителя логистической компании «Европейские транспортные системы» Александра Миняйло, процент товарооборота с Беларусью уменьшался в пользу Евросоюза постепенно с 2014 года. Поэтому львиная доля предпринимателей уже перестраховалась и имеет альтернативные каналы поставок или сбыта своей продукции в других странах.
«По собственному опыту, к 2014 году график перевозок выглядел так: 70% — страны СНГ, 30% — Еврозона. Сейчас все зеркально наоборот: перевозки в Беларусь или в Россию не превышают 5%. У нас осталось несколько клиентов, имеющих торговые связи с Белоруссией. Это прежде всего представители фармацевтического бизнеса — они закупают бумагу или иглы. Но запрет торговать с Беларусью не станет для них серьезной проблемой — они могут купить это все в Европе, только немного дороже и немного лучшего качества», — говорит руководитель логистической компании.
По словам Александра Миняйло, пострадать от введения санкций могут только те предприниматели, которые были «заточены» на Беларусь. Впрочем, как правило, бизнесмены пытаются просчитывать все заранее и уже нашли альтернативные каналы сбыта своей продукции в Европе.
«Мучительно было в 2014-2015 годах. Если мы практически отказались от России, то сможем и от Беларуси. Никакого стратегического партнерства здесь нет, а Беларусь не является каким-то ключевым игроком», — говорит он.
Под угрозой — доходы от транзита и инвестиции
Впрочем, эксперты утверждают, что введение санкций и вероятный ответ Беларуси может нести для Украины как финансовые потери от транзита товаров, так и потерю рынка стран Балтии. Алексей Кущ приводит пример проекта «Викинг» — грузового поезда, курсирующего с 2003 года и соединяющего порты Клайпеды (Литва), Одессы и Черноморска с Румынией, Болгарией и Турцией, откуда товары паромными переправами попадают в Грузию и Азербайджан.
«Беларусь может просто перекрыть движение этого маршрута. В последнее время товарооборот по этому маршруту существенно возрастал, и многие наши товары шли в страны Балтии. За последний год грузооборот по этому маршруту составил более миллиона тонн. Если потеряем этот маршрут — получим убытки в десятки миллионов долларов в год. Будут и косвенные убытки, ведь с закрытием маршрута мы теряем и рынки», — говорит эксперт.
В то же время, запрет Украиной белорусских товаров может негативно отразиться на белорусской экономике — по словам экспертов, страна стоит на пороге кризиса, о чем свидетельствует сокращение валютных резервов на прошлой неделе до 4 млрд долларов.
«Если мы закрываем свой рынок для белорусских товаров — мы ускоряем коллапс белорусской экономики. А это значит, что в официальной власти не будет никакого пути, кроме на восток. Изолированная Беларусь не сможет выстоять против санкций Запада. Чем больше будет давление, тем сильнее будет интеграция в сторону России. Если оно приведет к тому, что режим Лукашенко поколеблется, может дойти и до полноценного поглощения. А для нас это будет геополитической катастрофой», — прогнозирует Кущ.
В результате санкции в отношении Беларуси, как утверждает эксперт, приведут к тому, что Украина окажется отовсюду окруженной враждебными режимами: на севере — Беларусью, на востоке — Россией, на юге — Приднестровьем. Это, в свою очередь, будет означать, что в страну перестанут заходить большие инвестиции — они будут возможны, но только при наличии существенных внешних гарантий безопасности, вроде статуса Стратегического партнера вне НАТО от США.
Подробнее читайте на ru.tsn.ua ...