"Сидел в кустах и водкой сбивал стресс": как жители села Августовка возле Ични переживали начало взрывов боеприпасов

Сидел в кустах и водкой сбивал стресс: как жители села Августовка возле Ични переживали начало взрывов боеприпасов
фото показано с : ru.tsn.ua

2018-10-15 19:49

Местные заявляют, что территория арсенала совсем не охранялась.

В результате взрывов на территории 6-го арсенала Минобороны близ Ични все жители в радиусе 15-20 километров эвакуированы. Дороги перекрыты военными. Саперы собирают снаряды вдоль железнодорожной колеи.

Самая большая проблема сейчас среди местных - после каждого взрыва ты не знаешь куда полетит боеприпас, говорится в сюжете ТСН.Тиждень. Безопасного места просто не существует.

Боеприпасы, которые усеяли села вокруг военного склада, не взрываются - из-за отсутствия взрывного механизма на снаряде. Этот механизм хранится отдельно и вкручивается перед самым применением. Однако вес реактивного снаряда легко ломает дерево.

"В избе страшное... Глина, мягкий уголок разбросан.. и снаряд лежит. А его же не видно за креслом", - рассказывает один из местных жителей.

В полях, по дороге до ближайшего к складу села торчат снаряды. Пара на мотоблоке почему-то приехали за песком. Мужчина ведет в лес и показывает снаряд от "Града".

"Жена шла и прямо наткнулась на него.... Там вон березу снесло в начале. Завалило полностью", - объясняет местный житель Анатолий Липовец.

Ночью, в 3 утра, этот мотоблок спас им жизнь.

"Кто в тапках, кто в пледах... Мы за сутки километров 100 на нем.. .Так, а что делать. Жена забежала и кричит "война", - отмечает мужчина.

Дальше по дороге никаких военных или полиции. Повсюду торчат снаряды от "Градов". Они - свидетельство того, что потеряло наше войско. Въезд в ближайший к составу населенный пункт закрыт, однако при большом желании сюда можно попасть. Августовка – село, которое больше всего пострадало от взрывов боеприпасов.

Сюда уже начали возвращаться люди. Хоть вблизи, каждый раз можно услышать новые подрывы. Здесь трудно найти уцелевшую хату. Везде сорван шифер и снаряды, которые люди собрали на дворе. Саперы обещают их скоро забрать.

"Погреб сгорел. Хорошо, что я не полез в погреб. То стреляет уже. Я уже привык к этому", - рассказывает житель села Николай Решетнюк. У него уцелела лишь печь. Все остальное сгорело.

По его словам, никакие учения, которые здесь проходили до взрывов, не помогли. В первые часы люди рассчитывали только на себя.

"В прошлом году были учения. Говорили, что через 10 минут будут автобусы. То есть, эту ситуацию отрабатывали. Не было ни автобусов, никого", - объясняет мужчина.

Его поле обильно усеяно боеприпасами для реактивной установки "Град". Он прятался всего за несколько десятков метров отсюда.

"Вот они на огороде так падали и ложились. А я тут сижу в кустах. Пыль шла. И банка водки. Упало – я глотнул, упало - я глотнул. Стресс сбивал и все. А что мне делать оставалось? И смотрю хата горит. И две собаки подо мной лежат...И все", - делится своими впечатлениями Николай.

Жуткое ощущение, что ты стал бомжом на старость - буквально сбивает с ног. А за лесом, метров за 500 - горит и взрывается то, что было одним из крупнейших арсеналов страны. Бронежилет или каска не спасут. Потому что летит буквально все, что поднимает взрывной волной.

Вместе со снарядами на село начали падать куски бетона. Очевидно, что это обломки каких-то административных зданий на территории базы и они буквально прошивали заборы, крыши и стены домов.

"Не хотела жить. Вот думаю.. Звоню сыну, он говорит: "За вами ехать?" Я говорю: "Куда ехать? Себя спасай! Здесь все на нашу сторону... Ты сейчас приедешь – ты погибнешь и мы погибнем", - рассказывает жительница села Августовка Александра Квач.

До одиннадцати утра они с дедом сидели в погребе.

"Никто же не приехал нас спасать. В 11 часов дочь позвонила спасателям. Ичнянцы сказали, что они туда не поедут, а прилучане, дай им бог здоровья, приехали. Спасите, говорим, там же люди в погребах сидят. Прилуцкие спасатели приехали и забрали", - продолжает она.

Тем временем в Киеве перед правительством отчитывается министр обороны. Он делает это не впервые, потому что при его каденции взрывается уже четвертый склад. Его заявление в 2015 году после взрывов в Сватово не очень отличается от сегодняшней - диверсия.

"Это были диверсионные методы противника. Цель – дестабилизация обстановки в регионе", - заявлял тогда Полторак.

Сейчас он говорит почти то же самое. Но с поправкой. Мы, мол, были готовы. Но, видите ли, не уберегли.

"На этом арсенале выделенный батальон, рота, для обеспечения надежной охраны. Введена кинологическая служба, расположены средства радиоэлектронной борьбы для преодоления беспилотников. Проводилась работа по оборудованию мест хранения оружия. На время взрыва на каждом посту находилось по два человека. Представитель вооруженных сил и представитель военизированной охраны. Наши силы специальных операций проверяли, как действует охрана. И после первой проверки был уволен начальник этой базы", - сообщил министр обороны.

Он говорит, что одна из проблем – деньги. Только последние два года дают 500 миллионов на защиту складов с боеприпасами. И если столько же выделять - нужно 15 лет, чтобы построить надежные бетонные конструкции на военных складах.

За четыре взрыва при каденции министра Полторака не уволено ни одного высокопоставленного чиновника Минобороны. Даже больше - ни у кого не хватило мужества просто подать в отставку.

Восьмикилометровый периметр вокруг базы, как говорит министр, очень пристально охраняли. Однако, по словам местных жителей, зайти на территорию можно было без проблем – никакой охраны и достаточно редкая проволока.

По разным оценкам, взрывы на складе под Ичней нанесли государству убытков на сумму до 5 миллиардов долларов. 5 миллиардов - это почти половина годового пенсионного фонда страны. Страна финансирует оборону, выжимая из себя все возможное и невозможное. Урезая все социальные программы. И мы соглашаемся - потому что понимаем - война.

И речь не только о деньгах , а о подрыве нацбезопасности, потому что кое-что из уничтоженного мы пополнить больше не сможем ни за какие деньги. Ибо купить можно только в России. К счастью никто не погиб, но психологический и материальный удар по населению залечивать будем еще долго. И хуже всего - систематические взрывы на складах - это все-равно, что одна и то же поражение Генштаба на фронте. Нынешние военачальники раз за разом повторяют одни и те же провалы и раз за разом выходят сухими из воды. Хотя нет, президент уволил с военной службы Степана Полторака. Но только для того, чтобы он и впредь оставался Министром обороны - уже гражданским.

Сергей Гальченко

Подробнее читайте на ...

села взрывов снаряды министр буквально взрыва местных однако