2019-12-11 03:12 |
Много собственников или продали крымские компании, или придумали способы обхода ограничений.
Санкции в отношении компаний, которые работают в аннексированном Россией Крыму, действуют уже больше пяти лет. За это время многие владельцы перепродали или закрыли свой бизнес. Однако есть много тех, кто придумал способы обхода ограничений.
Об этом говорится в расследованиях "Настоящего времени" и "Муниципального сканера" – журналисты в течение полтора года исследовали бизнес в Крыму и обнаружили доказательства того, что больше сотни компаний нарушают международные санкции.
Добытые журналистами документы свидетельствуют о том, что экономические ограничения Украины, США и Евросоюза нарушают миллиардеры Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ, компании, которые перевозили "зеленых человечков", российский бизнесмен и акционер "Новой газеты" Александр Лебедев, бывший министр обороны Украины Павел Лебедев и много других бизнесменов. Также на полуострове работают компании, связанные с немецким авиаперевозчиком Lufthansa, производителем водки Medoff, крупнейшим в мире депозитарным банком Bank of New York Mellon.
В прошлом году "заместитель министра экономразвития" аннексированного Крыма Андрей Кулик заявил, что на полуострове продолжают работать компании из ЕС и США, но из-за санкций "не все они хотели бы, чтобы афишировали их имена". А уже летом 2019-го правительство России разрешило скрывать из государственного реестра информацию о крымских компаниях. Данные будут засекречивать, если компания находится под иностранными санкциями, работает по гособоронзаказу или имеет там свои филиалы. Также с лета 2019-го на рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект, который может ввести уголовную ответственность за "содействие антироссийским санкциям".
Санкции были введены не только против компаний, но и многих физических лиц. Однако, как отмечают журналисты, во многих странах ЕС нет структур, которые отвечают за соблюдение режима санкций, поэтому и наказаний как таковых за их нарушение нет. Хотя, скажем, в Литве второй год продолжаются расследования, но ни одного приговора еще не вынесли.
В Украине за санкции отвечают СБУ и СНБО, но комментировать конкретные случаи там отказываются: информация касается национальной безопасности и поэтому секретная. А в США рассмотрение вопросов о возможных нарушениях занимает от нескольких недель до нескольких лет.
Эксперты санкционного права США и ЕС рассказали, что зачастую трудно определить, что именно считается нарушением - законы сформулированы абстрактно.
"Закон о санкциях очень трудно понять. Мне кажется, что иногда формулировки делают двузначными специально. Одна из моих любимых фраз: "в списке санкций законы написаны не для того, чтобы обработать любой возможный бизнес-сценарий, а чтобы добиться определенной политической цели", - говорит Эрик Феррари, американский юрист из компании Ferrari & Associates, PC.
"Там очень мало разъяснений. Адвокаты могут дать свою юридическую оценку, что означают эти документы - в основном это моя работа. Но Европейский суд - это суд, который определит (точные) толкования. В остальном - людям самим приходится разбираться в том, что эти законы означают", - рассказала Майя Лестер, королевский адвокат ассоциации Brick Court Chambers из Великобритании.
За время, пока шло журналистское расследование, небольшая часть европейских и американских компаний ушли из Крыма и фактически перестали нарушать санкции. Но, как говорят специалисты по санкционному праву, это не снимает с них ответственности даже в случае полной отмены экономических ограничений.
Подробнее читайте на ru.tsn.ua ...