2018-7-30 12:40 |
Недавно министерство опубликовало концепцию, которая, по мнению ее авторов, должна значительно улучшить качество и доступность медпомощи для украинцев, оказавшихся в критической ситуации, а заодно повысить престижность профессии экстренного медработникf
Длинные руки и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун потянулись реформировать экстренную медицинскую помощь. Недавно министерство опубликовало концепцию, которая, по мнению ее авторов, должна значительно улучшить качество и доступность медпомощи для украинцев, оказавшихся в критической ситуации, а заодно повысить престижность профессии экстренного медработника и обеспечить достойную оплату его труда. Однако эксперты склоняются к мнению, что реализация этой концепции превратит В«скорыеВ» в автоперевозчиков, увеличит загруженность стационаров, что может привести к росту летальных исходов.
Необходимость кардинальных изменений экстренной медпомощи Минздрав объясняет... высокой смертностью среди украинцев. Говоря о том, что наша страна занимает второе место по количеству летальных исходов на 100 тысяч населения, помощники Супрун приводят статистику по умершим от заболеваний системы кровообращения, а также по погибшим в результате ДТП и насильственных действий. А это ни много ни мало 72,3%. Такой вот незатейливый способ в МЗ избрали, чтобы показать слабость существующей системы экстренной медпомощи.
Старший доктор Украинского научно-практического центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, врач неотложных состояний Наталья Стахова удивлена предоставленными цифрами. Потому что, по ее словам, ежегодно каждая станция скорой помощи сдает отчет - так называемую форму №22, - содержащий абсолютно все данные, включая количество смертей до момента приезда бригад В«скоройВ» и в присутствии медиков экстренной помощи. Также в нем указывается число выездов на ДТП, количество потерпевших, доставленных в больницы, количество летальных исходов при авариях, в том числе в присутствии бригады. Наталья Стахова констатирует, что совокупные данные этих отчетов, свидетельствующие о работе экстренной медицины, не подтверждают общую статистику Минздрава, в которую попадают умершие дома или в больницах. По сути, они ничего не говорят о провалах бригад экстренной медицины, а свидетельствуют об общей картине. В том числе о проблемных вопросах профилактики и лечения заболеваний в стационарных учреждениях.
Ответственный секретарь Национальной медицинской палаты Сергей Кравченко в подтверждение этого тезиса привел пример одной из киевских больниц, где смертность от инфарктов составляет 96%. Получается, что В«скораяВ» доставляет пациентов эффективно, однако они умирают уже в палате.
Впрочем, у В«скоройВ» действительно есть определенные проблемы. В первую очередь со скоростью прибытия к пациенту. Согласно закону об экстренной медпомощи, в городе бригада должна быть у пострадавшего в течение 10 минут, в сельской местности - в течение 20 минут после вызова. Статистика говорит, что в 69% случаев в городах и всего в 22% случаях в сельской местности В«скораяВ» укладывается в отведенное время. И причину проблемы Минздрав видит в длительной обработке вызовов диспетчерами и недостаточной автоматизации пунктов. Поэтому предлагает в каждом городе создать центральный информационный узел обмена данными и установить GPS на всех автомобилях. Предполагается, что В«скораяВ», находящаяся ближе всех к месту происшествия, прибудет на помощь первой. Впрочем, такая система уже работает в Киеве, Днепропетровской, Херсонской, Харьковской, Одесской и Николаевской областях. В тестовом режиме она внедрена в Винницкой и Полтавской областях. Но действенна ли она, когда весь город парализуют пробки? Или когда дороги разбиты, как после бомбардировки?
Ускорение работы диспетчеров - отдельная тема. По словам Натальи Стаховой, диспетчер обязан принимать абсолютно все вызовы, даже если человек реально не нуждается в экстренной помощи и может добраться до больницы самостоятельно. Соответственно, пока бригада едет на непрофильный выезд, кто-то другой может умереть в ожидании помощи.
В МЗ предлагают дать право диспетчерам самим принимать решение о срочности направления бригады к пациенту. Если вызов, по мнению работника, не экстренный, человека могут В«перенаправитьВ» либо к его семейному врачу, либо в круглосуточный колл-центр, медики которого по телефону посоветуют, чем лечиться. Также диспетчеру вменяется в обязанность в телефонном режиме консультировать свидетелей происшествия по поводу оказания первой помощи пострадавшему до прибытия бригады экстренной помощи.
К слову, ведомство намеревается увеличить численность тех, кто может оказывать первую помощь на месте происшествия. Спасатели, патрульные полицейские и сотрудники МВД, водители общественного транспорта, проводники, бортпроводники и кондукторы будут проходить обязательное обучение оказанию экстренной помощи. Кроме того, базовые навыки предоставления первой помощи будут в обязательном порядке осваивать воспитатели детсадов, учителя и преподаватели вузов, а также соцработники. Новые знания получат также старшеклассники и автомобилисты.
Обучать и сертифицировать свежеиспеченных специалистов по оказанию первой помощи будет специально созданное Агентство экстренной медицины. Видимо, Украинский научно-практический центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, который на данный момент выполняет эти функции, реформаторов не очень-то устраивает, а выписать из-за рубежа специалистов для переобучения наших медиков почему-то в Минздраве не догадываются.
Самым обсуждаемым пунктом В«реформыВ» является замена докторов, фельдшеров и медсестер в бригадах парамедиками и экстренными медицинскими техниками - водителями с навыками оказания первой помощи.
Глава Cвободного профсоюза медиков Украины Олег Панасенко напомнил о том, что украинская служба экстренной медицины отличается от аналогичной службы других стран тем, что наши бригады непосредственно на месте катастрофы предоставляют квалифицированную помощь, в том числе вторичную и даже третичную.
В«Существует понятие В«золотой часВ», на протяжении которого больше шансов спасти человеку жизнь и здоровье. Однако, по плану Минздрава, эту службу намерены превратить в автоперевозчиков. Из состава бригад хотят исключить врачей и фельдшеров, чтобы парамедики занимались транспортировкой больных в учреждения интенсивной терапии. Однако до сих пор даже в Киеве не создана такая больница. Получается, пациентов им остается везти разве что на кладбищеВ», - констатировал он.
Экс-глава общественного совета при Министерстве здравоохранения Максим Ионов отметил, что парамедики, в отличие от врачей и фельдшеров, могут не иметь медицинского образования. Пройдя курсы, они заточены исключительно на оказание первой помощи с целью дальнейшей транспортировки человека в больницу. И если сейчас врач, приехавший на вызов и оказавший необходимую помощь, может принять решение о том, нужна ли человеку госпитализация, то парамедики на себя такую ответственность взять не могут. Соответственно, они будут доставлять в больницу каждого пациента.
Наталья Стахова уточнила, что в столице фиксируется до двух тысяч вызовов за сутки, но лишь 40% пациентов госпитализируются. При стопроцентной госпитализации всех обратившихся за помощью в Киеве попросту не хватит больниц.
Она подчеркнула, что предложенная МЗ концепция предполагает появление у бригад экстренной медицины новых, оснащенных современной техникой автомобилей и гарантирует парамедикам достойные зарплаты. (Сейчас фельдшер или доктор сразу после института получает 3200 грн, потому-то специалисты и уходят со В«скоройВ».)
Согласно этой концепции, одна бригада создается на 10 тысяч жителей.
В«Получается, что в столице должно быть 260 бригад. К сожалению, мы дотягиваем до 0,5%. Экстренная медицина в Украине ощущает острую нехватку автомобилей и оборудования. Но если автоматически сменить должность фельдшера на парамедика, то оборудование от этого не появится. А в документе финансирование В«скорыхВ» взваливают на местные советы. Похвастаться лишними деньгами в бюджете может далеко не каждый регион.
Подозреваю, проблемные вопросы экстренной медицины решены не будут. Поверьте, бригады не против реформ. Однако изменения должны быть направлены на реальное улучшение, а не на банальную экономию средств, от которой в итоге пострадают и врачи, и пациентыВ», - подытожила Наталья Стахова.
Арина МАРТОВА
Вечерние Вести
Подробнее читайте на gazetavv.com ...