2019-11-6 17:49 |
Посол США в ЕС фактически подтвердил, что у Белого дома были определенные требования для встречи Зеленского и Трампа.
Палата представителей США 31 октября приняла резолюцию, которая формализирует процедуру импичмента президента Дональда Трампа. Это не было голосование за непосредственно импичмент Трампа. Голосование решало, будет ли Конгресс продолжать расследование дела и как именно. Отныне расследование действий президента продолжат в соответствии с принятыми в резолюции пунктами.
В частности, отныне расследование импичмента стало публичным, конгрессмены могут проводить открытые слушания, а также было разрешено обнародование свидетельств тех, кто был допрошен по этому делу. Интересным свидетельством из тех, кто согласился говорить в Палате представителей, являются допросы экс-посла США в Украине Мари Йованович, посла США в ЕС Гордона Сондленда и бывшего спецпредставителя США Курта Волкера.
ТСН.ua рассказывает ключевые моменты их показаний в американском Конгрессе.
"Луценко пытался сбросить меня с должности посла США" - Мари Йованович
В конце 2018 года Йованович узнала от украинских чиновников, что Джулиани начал строить определенные планы относительно нее. "Были люди в украинском правительстве, которые говорили, что бывший генеральный прокурор Луценко общался с мэром Джулиани и что у них есть планы, и что они собираются, вы знаете, что-то делать, в том числе и в отношении меня", - рассказала она.
Примерно в этот же период от американских чиновников она услышала, что Луценко планирует "нанести ей вред в США". По ее словам, бывший украинский генпрокурор начал распространять ложь в СМИ в отношении нее, в частности относительно того, что Йованович якобы передала ему список лиц, против которых нельзя вести расследование. Экс-посол США считает, что Луценко делал это из-за давление со стороны американского посольства для проведения реформ, которых он не делал.
В феврале 2019 года Йованович имела разговор с министром внутренних дел Арсеном Аваковым. Он озвучил свою обеспокоенность тем, что привлечение Украины "ко внутренней политике в США" может стать "опасным". Об этом он сказал после встречи с Джулиани. Также Аваков предупредил на то время еще посла США, что ей стоит "быть осторожной".
"Я имею в виду, он подробно рассказал, что были два человека из Флориды, мистер Парнас и мистер Фруман, которые работали с мэром Джулиани, и что они организовывали встречи для Джулиани с Луценко. И я думаю, что они были заинтересованы в том, чтобы был назначен другой посол, потому что они хотели иметь определенные дела в Украине или дополнительные деловые отношения. Я не понимала этого, потому что никто в посольстве никогда не встречал этих двух людей", - отметила Йованович.
Также экс-посол США подтвердила информацию о том, что Джулиани пытался отменить запрет на выдачу американской визы экс-генпрокурору Украины Виктору Шокину. В посольстве решили не делать этого из-за его "известных коррупционных действий", а Джулиани заявлял Белому дому и Госдепу, что именно Йованович заблокировала выдачу визы Шокину и сделала это "ненадлежащим образом".
Она пояснила, что сотрудники, которые рассматривали анкету Шокина на визу, уведомили ее о том, что там есть нарушения. Йованович спросила их, отказали бы они в визе человеку с этой анкетой, если бы там был не Шокин, а совсем другой человек, на что сотрудники ответили утвердительно. Поэтому американскую визу Шокину выдано не было, о чем она сообщила в Вашингтон.
Йованович рассказала, что говорила о деятельность Джулиани в Украине с рядом американских чиновников и дипломатов и выражала свое беспокойство, однако в Госдепе не приняли меры по этому поводу. Также она отметила, что после публикаций изданием The Hill комментариев Луценко о ней, она убеждала сотрудников Госдепа, что это все было неправдой, и они поддержали ее в этом. "Никто даже не спрашивал, потому что я думаю, что все просто считали, что это очень возмутительно", - подчеркнула экс-посол.
По ее словам, когда она говорили с послом США в ЕС Гордоном Сондлендом по этому поводу, то он дал ей совет написать что-то в Twitter со словами "в поддержку президента". "Я имею в виду, что он, возможно, не использовал слова "поддержать президента Трампа", но он сказал: вы знаете президента. Ну, может быть, вы не знаете его лично, но знаете, есть такие вещи, которые ему нравятся... Вы знаете, похвалите его или поддержите его", - рассказала Йованович.
Она также рассказала, как Госдеп не мог обнародовать заявление в ее поддержку, поскольку, по словам чиновников, ее мог заблокировать сам Трамп. По ее словам, в Госдепе были опасения, что президент "выбьет почву из-под их ног". В марте 2019 года на запрос одного из чиновников Госдепа она направила секретное письмо, в котором рассказала о событиях, что происходит вокруг нее и в Украине и озвучила свои мысли, кто может за этим стоять.
24 и 25 апреля Йованович имела разговор с генеральным директором дипломатической службы США Кэрол Перез. Вечером 24 числа она решила предупредить Йованович о том, что что-то идет не так, и в Белом доме "много переживаний" из-за нее. А уже на следующий день в обед Перез позвонила и приказала экс-послу вылетать из Киева в США следующим рейсом. Причину отзыва она не назвала, но сообщила, что это касается "безопасности" Йованович.
Когда она вернулась в Штаты, чиновники в Госдепе рассказали ей, что госсекретарь Майк Помпео "больше не может" защищать ее перед Трампом. Она узнала, что американский президент пытался избавиться от нее еще с лета 2018 года, однако об этом стало известно лишь после ее возвращения. Заместитель госсекретаря Джон Салливан рассказал Йованович, что она "не сделала ничего плохого", однако Трамп "потерял доверие к ней".
Напоследок экс-посол в США сообщила, что была "шокирована" текстом разговора между Зеленским и Трампом, а особенно – словами относительно нее. В частности, Трамп сказал, что Йованович "придется через кое-что пройти".
– Как вы это поняли?
– Я не знаю, что это означает. Я была и до сих пор очень обеспокоена из-за этого.
– Вы чувствовали, что может быть месть?
– [...] Возможно. Меня вот что взволновало: после того, как вышла эта стенограмма, я узнала, что генеральный инспектор передал в этот комитет документацию обо мне, переданную в ФБР. Есть ли активное расследование против меня в ФБР? Не знаю. Действительно, я просто не знаю, что это может означать, но из-за этих слов я оказалась в неловком положении.
– Вас беспокоит ваша дальнейшая работа?
– Да.
– Вы обеспокоены за свою пенсию?
– Да.
– Есть проблемы по поводу личной безопасности?
– Пока нет.
– То есть вы сомневаетесь, если говорите "пока". Предполагаете, что это появится?
– Скажу так: ряд моих друзей этим очень обеспокоен.
"Негативные истории об Украине, которые продвигал Джулиани, были проблемой" - Курт Волкер
Волкер, в частности, рассказывал о том, что на одной из встреч с Джулиани призвал его не доверять бывшему генпрокурору Украины Юрию Луценко. Он отметил, что уверял Джулиани, что Луценко "не заслуживает доверия" и не стоит "слушать, что он говорит".
Что касается экс-вице-президента США Джо Байдена, то Волкер рассказал о своем отношении по поводу его давления на украинскую власть для увольнения экс-генпрокурора Виктора Шокина. Волкер отметил, что считает, что в этом случае Байден "выполнял политику США, и что было довольно понятным на международном уровне, что это была правильная политика". В вопросе расследования его деятельности, Волкер сообщил, что не верит в возможные преступления Байдена.
"И я сказал Руди впервые, когда мы сели поговорить, что мне просто не верится, что деньги или вещи для его сына или что-то такого плана будет влиять на Джо Байдена и его обязанности на посту вице-президента. Я знаю его давно, он человек добродетельный, и это (расследование – ред.) не заслуживает доверия", - пояснил экс-спецпредставитель.
По его словам, Трамп в мае считал, что украинцы "коррумпированные и ужасные" и он "не хочет тратить время на это". Однако, он вместе с послом США в ЕС Гордоном Сондлендом активно призывал Трампа провести встречу с новым украинским президентом, потому что он может побороть все те вещи, которые беспокоят американского президента, однако Трамп не поверил этому и был скептически настроен. Он также фактически дал "рекомендацию" Украине – говорить с Джулиани.
Сам Волкер негативно говорит о влиянии Джулиани на Трампа. Он отмечает, что именно Джулиани формировал негативное отношение Трампа к Украине, о чем бывший спецпредставитель рассказывал Зеленскому и руководителю Офиса президента Андрею Богдану во время встречи в Канаде.
"Негативные истории об Украине, которые продвигал Джулиани, были проблемой. На мой взгляд, это мешало нашим возможностям строить отношения так, как мы должны были делать", - подчеркнул Волкер.
Однако, бывший спецпредставитель организовал первую телефонную беседу между Джулиани и помощником президента Зеленского Андреем Ермаком. Он отметил, что после этого разговора Джулиани выступил за проведение телефонного звонка между Зеленским и Трампом, который состоялся всего через несколько дней.
По словам Волкера, он был удивлен содержанием разговора Трампа и Зеленского, а сама беседа была "крайне неудачной".
"Это вновь создало проблему, когда все то, что мы стараемся сделать для продвижения двусторонних отношений, усиление нашей поддержки Украины, укрепление позиций против России, теперь затягивается внутриполитическими дебатами в США, внутриполитическим нарративом, что омрачает это. И я считаю, что это было крайне неудачно для нашей политики в отношении Украины", - пояснил он.
На вопрос, считает ли он, что в этом разговоре Трамп действительно просил у Зеленского нечто, что могло повлиять на внутреннюю политику США, Волкер ответил утвердительно. По его мнению, об этом говорилось в призыве Трампа связаться с генпрокурором США. Он также отметил, что Ермак присутствовал во время разговора Трампа и Зеленского.
Впоследствии Волкер объяснил свои переписки относительно заявления, которое должен был сделать Зеленский по поводу преодоления коррупции в Украине для того, чтобы в Штатах могли назначить дату встречи Трампа и Зеленского. По его словам, Ермак послал ему текст этого заявления, однако в нем не было ни слова о расследовании относительно Burisma и возможного вмешательства Украины в выборах 2016 года в США. Волкер отметил, что показал этот текст Джулиани, который отметил, что если в нем нет упоминаний об этих двух пунктах, то это заявление "не будет вызывать доверия". Тогда бывший спецпредставитель переспросил Джулиани, будет ли достаточно того, если все заявление останется таким же, а просто в конце добавится упоминание о Burisma и выборах 2016 года, на что Джулиани ответил утвердительно.
Эти предложения Волкер передал Ермаку, на что тот спросил, присылали ли США официальный запрос о расследовании возможного вмешательства Украины в американские выборы. Волкер попросил время чтобы узнать относительно этого, и установил, что Штаты этого никогда не делали. Поэтому Ермак озвучил мнение, что, если США не направляли официальный запрос, то это "совсем другое дело". Волкер согласился с этим.
"И мой комментарий к нему был, что я думаю, это веские причины. И, кроме того, я просто считаю, что важно избегать всего, что выглядит так, будто это может повлиять на нашу внутреннюю политику, и это могло бы произойти. Поэтому просто не делайте этого. Поэтому я сказал Андрею, я согласен с вами, не делайте этого", - объяснил Волкер.
Напоследок он отметил, что в конце концов идея с публичным заявлением Зеленского "умерла", потому что Украина не хотела вспоминать вопрос Burisma и выборов 2016 года.
"Она умерла. Я имею в виду, - только мы начали видеть темп взаимодействия с Украиной, у нас сразу возникло ощущение, что Руди не будет убежден, что это (заявление – ред.) что-то значит, и, следовательно, не передаст положительный сигнал президенту, если он не скажет о Burisma и 2016 году. Я согласился с украинцами, что они не должны этого делать, и фактически сказал им, просто закиньте это, подождите, пока у вас не будет своего генерального прокурора. Давайте работать над такими существенными вопросами, как помощь в сфере безопасности и прочее. Давайте просто сделаем это. Итак, мы забросили это", - объяснил Волкер.
Что касается замораживания предоставления Украине военной помощи, то бывший спецпредставитель рассказал, что узнал об этом за несколько дней до разговора Зеленского и Трампа. Он пытался найти причину этой задержки, которая, по его мнению, была "необычной", однако во время разговоров с рядом чиновников, ни один не смог назвать конкретной ее причины. Волкеру так и не удалось узнать, почему военная помощь Украине была временно заморожена.
"Военная помощь Украине, скорее всего, не была бы предоставлена до обнародования заявления о коррупции" - Гордон Сондленд
По словам посла США в ЕС Гордона Сондленда, во время встречи в Овальном кабинете в мае 2019 года Трамп постоянно призывал их "общаться с Руди (Джулиани – ред.)". Он не знал, по поводу чего именно нужно было говорить, лишь уcлышал от Трампа, что "Украина – это проблема".
Он также отметил, что чиновники Госдепа были крайне обеспокоены деятельностью Джулиани, однако никто из них не мог ничего поделать "если президент решил, что его адвокат должен быть привлечен". Сондленд рассказал, что говорил на эту тему с Помпео, который закатил глаза и ответил: "Да, это одна из тех вещей, с которыми мы должны смириться".
Также Сондленд отметил, что постепенно начал понимать, что "может быть определенная связь между визитом Зеленского в Белый дом и предоставлением военной помощи Украине, которая была заморожена".
"Вы знаете, все это было своего рода континуумом, который начался на встрече 23 мая и закончился, когда обнародовали стенограмму. И, как я сказал адвокату, все началось с разговора с Руди, затем другие поговорили с Руди. О коррупции упоминалось. Потом, со временем, и, опять же, я не могу назвать даты, потом давайте попросим украинцев обнародовать заявление относительно коррупции. А потом, нет, не только о коррупции, нам нужно, что были упомянуты выборы 2016 года и расследование против компании Burisma. И это всегда описывалось для меня длительными расследованиями, которые были остановлены предыдущей администрацией, и они хотели, чтобы расследование восстановились. Вот как это всегда было описано. И потом, наконец, в какой-то момент я установил связь между Байденом и Burisma, и тогда стенограмма была опубликована", - рассказал Сондленд.
Посол США в ЕС отметил, что считает расследование против Burisma и возможного вмешательства в выборы 2016 года "требованиями" от Белого дома для встречи Зеленского и Трампа. На уточняющие вопросы от следователей Сондленд еще раз подтвердил, что, по его мнению, эти "требования" должны быть выполнены со стороны Украины для проведения встречи между президентами.
Также Сондленд рассказал о том, что Трамп обязательно требовал от украинцев именно публичного заявления по поводу расследований против Байдена. По его словам, такие требования по поводу Байдена со стороны США были "неправильными" и, возможно, незаконными.
По поводу заморозки предоставления Украине военной помощи, то Сондленд отметил, что пытался выяснить причину, однако "разные люди давали разные ответы" и он не мог получить четкую причину. "Никогда не было ничего понятного - любого понятного изложения любым из них, или это задержка, это пересмотр, это аудит, это европейцы? Я никогда не мог получить прямой ответ от кого-либо", - подчеркнул он.
Также посол США в ЕС рассказал, что после получения уведомления от временного поверенного в делах США в Украине Уильяма Тейлора о том, что он называет "безумием задерживать военную помощь в обмен на помощь в политической кампании", Сондленд позвонил Трампу за комментарием по поводу этого. Он спросил президента: "Что вы хотите от Украины?", на что тот ответил: "Я не хочу услуги за услугу. Я хочу, чтобы Зеленский сделал правильные вещи".
Отдельно он отметил, что не помнит, чтобы давал советы Йованович по поводу написания твита в поддержку Трампа. Также он не помнит, когда понял, что расследование против Burisma связано именно с Байденом. Сондленд отметил, что не помнит и о том, связывал ли в разговоре с сенатором Джонсоном вопросы расследования, которые хотели Трамп и Джулиани, с задержкой военной помощи Украине.
4 ноября Сондленд прислал Конгрессу дополнительные показания, в которых упомянул о своем разговоре с Ермаком. "Сейчас я вспоминаю, как отдельно разговаривал с Ермаком, где я сказал, что восстановление американской помощи, скорее всего, не произойдет, пока Украина не представит публичное антикоррупционное заявление, которое мы обсуждали в течение многих недель. Я также упомянул, что это заявление могло прозвучать от нового генерального прокурора, а не от президента Зеленского", - сообщил он.
Подробнее читайте на ru.tsn.ua ...