2018-4-16 08:12 |
Три года назад, 16 апреля 2015 указом президента Петра Порошенко начало работу Национальное антикоррупционное бюро. Ведомство возглавил Артем Сытник. Бюро занимается выявлением и раскрытием коррупционных преступлений.
Самые громкие дела
Сейчас НАБУ имеет в судах более 100 дел. За прошлый год провело более 800 уголовных производств. В общем, с 2015 года Антикоррупционное бюро открыло более тысячи дел.
Одним из самых громких дел НАБУ стало производство против экс-главы фискальной службы Романа Насирова. Расследование состоялось в рамках дела беглого нардепа Александра Онищенко о хищении газа. За Насирова внесли залог в размере 100 млн грн.
20 апреля 2017 НАБУ сообщило нардепу Николаю Мартыненко о подозрении в растрате средств государственного предприятия "Восточный горно-обогатительный комбинат" в Желтых Водах Днепропетровской области. 16 января Соломенский райсуд Киева приказал завершить дело, а 22 апреля отпустил на поруки 3 министров и 18 народных депутатов из фракции "Народный фронт". Мартыненко сложил мандат.
20 июня 2017 НАБУ объявило о якобы раскрытие схемы по незаконной добыче янтаря народных депутатов от фракции "Блок Петра Порошенко" Борислава Розенблатта и "Народного фронта" Максима Полякова. Верховная Рада лишила их неприкосновенности. 8 февраля 2018-го НАБУ и САП завершили досудебное расследование. Уже в апреле суд разрешил экс-нардепам выехать за границу. 11 апреля - признал Розенблатта потерпевшим по делу ГПУ против НАБУ о вымогательстве взятки.
В конце октября 2017 года задержали сына главы МВД Арсена Авакова Александра и экс-заместителя министра внутренних дел Сергея Чеботаря. Якобы организовали закупку рюкзаков без необходимости по цене, которая превысила среднерыночную. Государство потеряло больше 14 млн грн.
Скандалы
16 ноября 2017-го против Артема Сытника Генпрокуратура возбудила дело из-за разглашения данных следствия. На следующий день НАБУ открыло производство против генпрокурора Юрия Луценко. 2 октября в Соломенском суде Киева НАБУ и САП зарегистрировали дело о незаконном обогащения Луценко.
29 ноября СБУ задержала семь сотрудников Национального антикоррупционного бюро, работавших под прикрытием. На следующий день Генпрокуратура сообщила агенту НАБУ о подозрении в попытке дать взятку заместителю председателя Государственной миграционной службы Дине Пимаховой. В Бюро назвали эти действия диверсией против антикоррупционные организации. 8 декабря 2017-го Порошенко пообещал не допустить давления на антикоррупционеров.
30 марта 2018-го Юрий Луценко и Артем Сытник подали в дисциплинарную комиссию прокуроров жалобу с просьбой уволить руководителя Специальной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого.
"Нужна конкуренция. Главное не доходить до войны"
О работе и перспективах НАБУ рассказал Gazeta. ua политолог Алексей Панич.
- Наибольший риск для НАБУ в том, что неизвестно, когда закончится работа над Антикоррупционным судом. Суды очень часто завалены работой. Бюро может передать дело в суд сегодня, а прослушают ее впервые только через полгода, говорит Панич.
В чем самая большая проблема в борьбе с коррупцией?
- В свое время одновременно с электронными декларациями нардепы не приняли нулевую декларацию. Мы однократно даем легализовать доходы, за которыми не стоит криминал. Только после этого можно запускать электронные проверки в НАЗК и НАБУ. Этого не сделали. Кроме этого, правонарушений накопилось столько, что расследовать их одновременно невозможно. Появляются политические факторы - есть избирательное применение права. Эта проблема будет касаться и Службы финансовых расследований. Органа, который должен бороться против нарушений.
Еще один момент в том, что у НАБУ нет своей "прослушки". Они обращаются к СБУ. Это вдвое больше рисков утечки информации. Наибольший риск в том, что может возникнуть конфликт между НАБУ и Службой финансовых расследований. Не хочется, чтобы их полномочия пересекались.
Почему между антикоррупционными органами так много недоразумений?
- Иногда они борются не против коррупции, а за превосходство одного над другим. Но это риск, вложенный в систему. То есть если антикоррупционеры постоянно ссорятся между собой - это плохо, но если нет никаких споров - это также не хорошо. Нужна конкуренция. Когда все придерживаются одного мнения, все слаженно и тихо, это подозрительно. Рабочие разногласия должны возникать, главное не доходить до войны.
Неожиданный альянс НАБУ с подразделениями прокуратуры против руководителя САП Назара Холодницкого не безупречен. Но те, кто его обвиняют, не безупречнее. В известной степени ведомства должны следить друг за другом. Это необходимый элемент системы противовеса работы антикоррупционеров.
.Подробнее читайте на gazeta.ua ...