Цена мира: как Молдова живет с замороженным конфликтом и российскими солдатами на собственной территории

Цена мира: как Молдова живет с замороженным конфликтом и российскими солдатами на собственной территории
фото показано с : ru.tsn.ua

2019-12-21 22:51

В июне 1992 года было объявлено перемирие.

Почти три десятилетия Молдова живет с замороженным конфликтом и российскими солдатами на собственной территории. Несмотря на все попытки Кишинева и Европы их убрать, они оттуда не уходят. Съемочная группа ТСН.19:30 поехала к соседней Молдовы и искала ответ на вопрос: есть ли выход из тупика войны.

Бывший комбат карабинеров Анатолий Караман привез ТСН на прежние позиции его отряда вблизи Дубосарів. В 1992 году он со своими бойцами трижды освобождал город от боевиков и трижды был приказ отступить. "Я плакал, ребята плакали. Как покинуть наш город? Мы его так трудно взяли", - вспоминает.

Карабинеры отступили до села Погребя, где и остановилась линия фронта. В июне 1992 года объявили перемирие, а уже в июле молдавский лидер Мирче Снегур подписал мирный договор с Президентом РФ Борисом Ельциным. От того времени произошло множество переговоров и референдумов в Приднестровье за присоединение к России. Москва требует от Кишинева конфедерацию с сепаратистами Приднестровья.

На нынешних блокпостах с российскими военнослужащими есть и Бтры и другое вооружение, но за всеми договоренностями этого блокпоста здесь, вглубь молдавской территории не должно быть.

Этот блокпост на формально молдавской территории россияне установили через много лет после войны а на десятки километров ближе к молдавской столицы от границы с Приднестровьем. На сопротивление молдаване не решились, а в 2012 году российский солдат застрели местного жителя Вадима Писарева, который не остановился на блок-посту так называемых миротворцев.

"Требования российского миротворца незаконные, он здесь никто. Он следит только за тем, чтобы ни один танк, ни один вооруженный человек не проник туда", - говорит Анатолий Караман.

За это преступление по сей день не ответил ни один российский солдат или офицер. Много лет спустя, Президент Молдовы Игорь Додон ли не каждую неделю летает в Москву. Там встречается с Путиным и даже патриархом Кириллом. На бывшую армию теперь денег нет.

Теперь у сепаратистов такая же армия, как и в Молдавии, а это п'ять тысяч. Гуманитарные грузы из России ее постоянно усиливают, а в авангарде почти двухтысячный официальный контингент российской армии. Сколько там на деле русского войска, не знает никто. Приднестровье превратилась в казарму.

Тем временем экономические связи Кишинева и Тирасполя крепнут. Молдова зависит от сепароатистів, потому что те продают ей электричество, оттуда идет российский газ. Приднестровцы торгуют с Европой через Молдову, но живут сами по себе. Впрочем, изменить этот статус не может никто. "Украина через 30 лет. Я думаю, что мы еще будем здесь. Украина в том же формате, но беднее, разруха, людей убежит еще пару миллионов, как в нашей стране. У нас было четыре миллиона, сейчас два с чем-то миллиона. Если украинцы этого хотят, то пусть продолжают Нормандский формат", - говорит бывший комбат.

В отличие от молдован в Украине линия фронта далеко от столицы. Расстояние от последнего российского блокпоста Приднестровья в Кишинев не превышает и 20 километров. Это выстрел одной пушки, которых у российских войск Приднестровья более чем достаточно.

Корреспондент ТСН Дмитрий Мороз.

Подробнее читайте на ...

территории кишинева приднестровья тсн российский молдавской 1992 молдова