Закрыть 5-й полигон невозможно, мусор Киева больше некуда вывозить

Закрыть 5-й полигон невозможно, мусор Киева больше некуда вывозить
фото показано с : ru.tsn.ua

2018-7-31 13:24

Руководитель компании-оператора полигона ТБО №5 рассказал, почему власть не сможет закрыть опасную свалку, куда сбрасывает мусор половина Киева.

Переполненный полигон твердых бытовых отходов №5 в селе Подгорцы, куда свозится половина мусора киевлян, будет работать и дальше, несмотря на решение КГГА о его закрытии 1 октября 2018 года.

Почему так происходит, в интервью ТСН.uа рассказал директор ЧАО "Киевспецтранс" Андрей Грущинский.

"Киевспецтранс" – это частное акционерное общество, крупнейшим акционером которого (51%) является столичная администрация. Именно в "Киевспецтранс" направили журналистский запрос, отправленный департаменту жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА.

Андрей Грущинский перезвонил журналисту на следующий же день. Он настаивал на встрече с глазу на глаз, а во время интервью сразу же перехватил инициативу, начав рассказ о проблемах мусороперерабатывающей отрасли в Украине, точнее ее отсутствия. Грущинский изложил свое видение того, как эта отрасль должна функционировать, кто должен за это платить и почему Украина так опоздала с ее образованием.

Когда же речь зашла о самом полигоне №5 в Подгорцах, градус разговора сразу же подскочил. Особенно напряжение возросло, когда Грущинский услышал неприятные вопросы о негативном влиянии полигона на окружающую среду. В частности, директор "Киевспецтранса" безапелляционно заявил, что утечек фильтрата в близлежащие подземные воды нет, добавив, что загрязнение почв и воды может быть вызвано другими факторами.

В то же время Грущинский заверил, что не защищает полигон как безопасное место, и вообще выступает за то, чтобы его скорее закрыли и рекультивировали. Однако, по его мнению, сделать это будет возможным только при условии создания альтернативы – мусороперерабатывающего завода, с чем власть пока не торопится.

А до того времени полигон будет работать, заявил директор "Киевспецтранса".

ТСН.uа приводит цитаты директора ЧАО "Киевспецтранс" Андрея Грущинского.

О МУСОРЕ В УКРАИНЕ

У киевлян и жителей Подгорцев складывается впечатление, что все проблемы из-за полигона, и, соответственно, тот, кто занимается полигоном, заранее является человеком, который совершает преступление. Но важно понимать: мусор образуется не на полигоне. Мусор образуется в домах и в общественном пространстве. Генераторами мусора являются не компании, которые вывозят отходы, а мы с вами, граждане.

Для многих граждан вопрос мусора заканчивается, когда они выбросили пакет, бутылку или окурок в мусорный бак. Мы считаем, что выполнили свой гражданский долг, не задумываясь над тем, что дальше происходит с этим мусором. Мы как общество, как территориальная община города Киева мусорим тем, что свои отходы не перерабатываем, а отвозим на полигон и там складываем.

Систему обращения с отходами мы получили в наследство еще с советских времен, когда не было переработки, а были только полигоны для захоронения. Но тогда практически 90% всех отходов составляла органика. Я застал время, когда полиэтиленовый пакет был дефицитом. Эти пакетики стирали, сушили и снова использовали. Тогда продукты не реализовывали в пластике и упаковках, созданных из неорганических составляющих. Полигон тогда был лучшим выходом. По сути, это была большая компостная яма, где все перегнивало. Да, был плохой запах, но никаких опасных отходов там не было. В наше время все изменилось. 50% отходов – это разнообразные упаковки.

О ЕВРОПЕЙСКОМ ОПЫТЕ

Мы смотрим на цивилизованные страны, которые перерабатывают свои отходы, и у нас становится популярным миф, что переработка отходов – это сверхприбыльный бизнес. Но мусор – это не сырье, которым является, например, нефть. И это так не работает ни в Европе, ни где-либо в другом месте, где есть переработка отходов.

Для того, чтобы переработать мусор, нужно затратить больше средств, чем мы получим от реализации того, что получим в процессе переработки – электроэнергии, вторсырья или альтернативного топлива.

Да, в Европе действуют перерабатывающие заводы. Они используют различные технологии, но каждая из них предполагает, что потребитель платит за услугу переработки его мусора. Просто наши европейские соседи давно пришли к мысли, что дешевле переработать отходы сейчас, чем оставлять их на полигонах и потом решать вопрос с утилизацией мусорных куч.

СКОЛЬКО ДОЛЖЕН ПЛАТИТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Для потребителя услуга, которая называется "обращение с отходами", состоит из вывоза, переработки и захоронения мусора. В Украине существует только две составляющие – вывоз и захоронение. Сейчас мы платим за это по 20 грн в месяц и ожидаем, что кто-то с нашим мусором что-то сделает.

В Европе стоимость переработки тонны твердых бытовых отходов составляет от 80 до 150 евро за тонну. За год человек образует около 500 кг мусора. Соответственно, что европеец платит около 40 евро в год за то, чтобы его мусор перерабатывалось (по самой дешевой технологии). Это чуть больше 3 евро в месяц.

Для европейца эта сумма небольшая, а для Украины дополнительные 100-150 грн в месяц на человека (не на квартиру) вызовут сопротивление. Кроме того, несправедливо, если человек, который создает много отходов, будет платить столько же, сколько и пенсионерка, которая экономит.

Выход из этой ситуации – оплата через потребление, то есть в момент, когда мы покупаем. Половина мусора – это упаковка, поэтому, закладывая в цену товара экологический налог на упаковку, мы можем сгенерировать финансовый ресурс, достаточный для оплаты услуг по переработке. Это приведет к незначительному подорожанию товаров. Условно говоря, пол-литровая бутылка воды подорожает на 15 копеек.

ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ НЕТ ЗАВОДОВ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ОТХОДОВ

Мусор нужно перерабатывать, а не захоранивать на полигонах. И за это нужно платить. Но действующее законодательство в сфере обращения с отходами несовершенно и не дает ответа на вопрос, каким образом территориальной общине получить услугу по переработке и как обеспечить мусороперерабатывающий завод гарантированными объемами отходов и оплатой за переработку.

Сейчас, к примеру, предприниматель, который захочет привлечь средства для строительства такого завода (по европейским ценам это 60-70 млн евро), придет в банк за кредитом. Банк спросит: "Как ты будешь его отдавать? Покажи технико-экономическое обоснование". Он покажет документы, где видно, что если он переработает за год 300-400 тонн, его экономический результат будет минус 15 млн долларов. И никто не даст ему денег.

Другая ситуация, если предприниматель покажет технико-экономическое обоснование, где эти 15 млн долларов заплатит территориальная община или город за счет экологического налога.

Экологический налог будет поступать в спецфонд бюджета и распределяться между территориальными общинами пропорционально количеству населения. Таким образом каждая община получит финансовый ресурс, с которым она сможет самостоятельно искать инвесторов для строительства заводов по переработке отходов.

Сейчас единственным решением проблемы мусора в Украине является принятие Верховной Радой законодательства, которое позволит создать отрасль по переработке твердых бытовых отходов. Соответствующие законопроекты (№4835Д, №4836, №4837) уже давно были зарегистрированы в парламенте и даже рассматривались на комитете, однако уже год ничего не происходит.

ЗАКРОЮТ ЛИ ПОЛИГОН №5 В ПОДГОРЦАХ

Затягивание с принятием этих важных решений привело к тому, что ситуация с пятым полигоном до сих пор не решена. Есть необходимость его скорейшего закрытия и создания альтернативной точки – не захоронения, а переработки мусора.

В 2016 году Киевсовет принял решение закрыть полигон 1 октября 2018 года. Но за это время, к сожалению, не было создано мусороперерабатывающих мощностей. Поэтому 2 октября мусоровозы точно так же заедут, заберут мусор, который образовали киевляне, и привезут его на полигон.

Из всех отходов Киева (1 млн 200 тысяч тонн в год) на полигоне №5 захороняется более 400 тысяч тонн. Мусор приезжает сюда не потому, что мы так хотим. Полигон не закрывается не потому, что некий злой демон сидит и думает, только бы людям побольше воняло и только бы побольше навредить окружающей среде. Его просто некуда больше вывозить. Закрыть полигон нельзя, пока нет альтернативы, куда везти мусор.

Город обращался к области с просьбой найти участок для строительства нового полигона или мусороперерабатывающего завода. Но таких мест в области нет.

Однако за эти два года работа все равно велась. Киев готовится в ближайшее время объявить конкурс, к участию в котором приглашаются компании, имеющие опыт строительства и эксплуатации мусороперерабатывающих предприятий. Заседает конкурсная комиссия, которая утверждает конкурсную документацию.

Они рассчитывают на то, что найдется инвестор, который даже в этих условиях будет делать рискованные шаги и начнет строительство до того, как законодательство будет принято. Плюс – город возьмет на себя дополнительные обязательства по оплате работы этого завода.

О ВЛИЯНИИ ПОЛИГОНА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Полигон ТБО №5 построен именно как полигон. Это не свалка, как в Грибовичах (во Львовськой обалсти, – ред.), где исторически так сложилось, что туда сбрасывали мусор.

В Киеве в начале 80-х годов было принято решение о строительстве этого полигона, отведена земля, изготовлен проект согласно строительных норм и стандартов того времени. Был сделан котлован, уложена слоями глина, защитная пленка (противофильтрационный экран), дренажная система, трубы.

Сейчас на теле полигона есть три огромных фильтратных озера. Если этот фильтрат стоит, а не уходит в землю, значит эта пленка работает. Мне неизвестно о фактах проникновения фильтрата в воду, особенно колодезную.

Перед полигоном расположена свиноферма. Минимум две тысячи голов свиней ежедневно производят отходы, которые сбрасывают в какую-то яму. Это, пожалуй, также вредит окружающей среде? Кроме того, это населенный пункт, где 90% домов имеют выгребные ямы. А это, по вашему мнению, влияет на состояние колодезной воды?

Мы ежеквартально делаем анализы воды и почвы, которые показывают отсутствие негативного влияния непосредственно на воду. Однако есть опасность, которую представляет фильтрат в теле полигона, поскольку дамбы неустойчивы, а вопрос расширения мощностей очистки фильтрата пока не решается. Мы подали проект, провели конкурс и ждем, когда Киевсовет выделит на это деньги. Тогда мы достроим еще одну станцию по очистке фильтрата.

Мы прилагаем все усилия в рамках своих возможностей, чтобы не произошло трагедии, чтобы не вытек фильтрат. Перекрываем склоны грунтом, когда его привозит кто-то из строительных организаций... Плюс есть программа по ликвидации аварийных склонов, которую финансируют из бюджета Киева. Третий год подряд бюджет выделяет 3-4 млн грн. На эти деньги мы нанимаем организацию, которая делает склоны более пологими, покрывает глиной.

Я ни в коем случае не защищаю полигон как безопасное место. Но я не хотел бы, чтобы все экологические проблемы, которые есть у нас в стране, списывались на пятый полигон.

Если вы спросите меня, несет ли полигон вред для окружающей среды и можно ли захоранивать мусор без переработки, мой ответ однозначен: мусор нужно перерабатывать, его не нужно захоранивать.

Если вы спросите меня, нужно ли закрывать пятый полигон, я скажу: "Да, конечно нужно". Нужно провести реконструкцию, нарастить дамбы, прекратить захоронение, сделать рекультивацию и максимально уменьшить его негативное влияние на окружающую среду.

РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ПОЛИГОНА

Говоря о закрытии полигона, вы вспоминаете только об одном пункте решения КГГА. А ему предшествует еще десять пунктов, которые сначала должны быть выполнены. В частности, должна быть сделана реконструкция, остановлено захоронение на первой карте полигона и осуществлен переход на вторую. Также нужно изготовить проект рекультивации. К сожалению, не все так быстро шло, как бы нам хотелось, но мы на этом пути. Мы работаем над тем, чтобы он был закрыт.

Мы сейчас стоим на пороге реализации трех важных проектов. Первое – это реконструкция полигона, наращивание дамб, восстановление дренажной системы, утепление станции очистки фильтрата. То есть вещи, которые должны повлиять на повышение безопасности. Сейчас решается вопрос, чтобы нам передать функцию заказчика и выделить средства на это.

Второе. У нас готов к реализации проект расширения мощностей очистки фильтратов, который даст возможность радикально уменьшить количество фильтрата в теле. Тоже требует только решения вопроса финансирования.

Третье. У нас на выходе проект рекультивации, который даст нам ответ на вопрос, каким образом сформировать купол после того, как будет остановлено захоронения, какими слоями его накрыть, чтобы полигон было не видно и не слышно. Этот проект рекультивации будет готов буквально через несколько недель и будет презентован обществу. А от Киевсовета мы также будем ожидать, что он профинансирует.

Когда мы начнем реализацию этих проектов, будем максимально информировать людей о том, как это движется и сколько времени осталось для того, чтобы привести его в порядок.

Беседовала Ольга Скичко

Подробнее читайте на ...

полигон мусор отходов полигона мусора переработки время фильтрата

Фото: gazeta.ua

"В колодцах вода отравлена. Дети поносят, у старших — голова болит"

Местная власть на мусоре бизнес делает. Генподрядчик должен был установить на мусорнике сортировальную линию, а вместо этого экскаватором все перерыли. Медь выбрали. Вместо линии какой-то муляж поставили, говорит житель райцентра Николаев на Львовщине Зеновий Баранецкий, 64 года. gazeta.ua »

2018-05-22 07:35

Фото: gazeta.ua

"Ходили люди и советовали не открывать рты" - на Львовщине рекультивируют свалку по американской технологии

В урочище Гробы под райцентром Николаев Львовской области, упорядочивают свалку. С конца 2017 года полигон рекультивируют по американской технологии - мусор пересыпают суглинком, сверху сформируют купол и накроют пленкой. gazeta.ua »

2018-04-20 14:05