2018-2-13 10:00 |
Меркель еще никогда не была так близка к провалу... Долгих четыре с половиной месяца госпожа канцлер провела в переговорах, чтобы наконец создать коалицию и сформировать правительство
Меркель еще никогда не была так близка к провалу... Долгих четыре с половиной месяца госпожа канцлер провела в переговорах, чтобы наконец создать коалицию и сформировать правительство. Благодаря взаимным уступкам три немецкие партии, которые и станут бундестаговским большинством, избежали пренеприятнейшей процедуры перевыборов в парламент. Впрочем, несмотря на то, что кресло канцлера осталось за ней, определенный имиджевый удар Меркель все же получила.
Если бы во время выборов в Бундестаг, которые состоялись в конце сентября 2017 года Христианско-демократический союз (ХДС) Меркель не показал бы худший с 1949 года результат... А их прежний партнер по коалиции Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) также не растеряла бы голоса (чтобы потом громогласно не уходить в оппозицию)... Тогда не пришлось бы госпоже канцлеру пережить утомительно-длительный переговорный процесс. Но нет... Эту чашу ей пришлось испить сполна.
Сразу после выборов альянс Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС) вел переговоры с либеральной Свободной демократической партией (СвДП) и В«зеленымиВ». Время шло, а соглашение так и не было достигнуто. После чего лидеры ХДС/ХСС вынуждены были начать переговоры с уже оппозиционной СДПГ, которая ранее заявила о нежелании входить в коалицию с христианскими демократами. Причем тогда лидер эсдеков Мартин Шульц утверждал, что его партия не будет вести переговоры, пока правительство возглавляет Меркель.
Если Сунь-цзы говорил о том, что война - это искусство обмана, то Бисмарк утверждал, что политика - искусство возможного. И Шульц, воспользовавшись крайне затруднительным положением госпожи канцлера, неплохо разыграл свою карту. По крайней мере, он так думает. Еще недавно пылкий противник В«большой коалицииВ», после завершения переговоров Шульц предстал перед СМИ в роли спасителя, заявляя, что выработанное соглашение В«станет пробуждением для Европы и новой движущей силой в ГерманииВ».
С одной стороны, его маневр вполне понятен. Конституция ФРГ хоть и не определяет четких сроков формирования большинства и утверждения состава нового правительства, но продление многомесячных переговоров исчерпало бы лимит терпения граждан страны. Да и президент мог бы запросто заявить о роспуске парламента. Однако вряд ли это устраивало Штайнмайера и старые партии тех же Меркель и Шульца, от которых, судя по результатам последних выборов, немцы уже подустали. ХДС/ХСС и СДПГ слишком опасаются, что заявившие о себе правые популисты из В«Альтернативы для ГерманииВ» (АдГ) возьмут еще больше голосов. И уж тогда не получится с ними не считаться.
Впрочем, рыцарские доспехи лидера СДПГ несколько блекнут в глазах его однопартийцев и сторонников. Безусловно, за Шульцем и раньше замечалось умение ловко менять политический курс, однако столь резкий поворот в сторону В«большой коалицииВ» может вызвать недовольство многих рядовых членов СДПГ (в партии состоят 463В 723 человека. - Прим. ред.), за которыми, кстати, последнее слово. Именно они, изучив коалиционный договор, должны будут с 20 февраля до 2 марта сказать В«даВ» или В«нетВ» новой В«большой коалицииВ», чтобы 4 марта вынести окончательный вердикт.
Впрочем, вероятнее всего, эсдеки дадут добро, и в немецком политикуме воцарятся мир, покой и Ангела Меркель на посту канцлера. А имидж? Имидж ничто, министерские портфели - все!
По данным немецких СМИ, представители социал-демократов также возглавят министерства финансов, труда, юстиции, окружающей среды и ведомствоВ по делам семьи.
В свою очередь партии ХСС перейдут посты глав министерства внутренних дел, министерства транспорта иВ министерства экономического развития.
Представители ХДС возглавят министерства экономики, обороны, образования,В сельского хозяйства и здравоохранения.
В случае старта работы коалиции за новым составом правительства дело не заржавеет. Ведь, согласно Конституции страны, утверждение министров на должность происходит без голосования в Бундестаге. Для назначения достаточно лишь представления кандидатур канцлеру и, собственно, подписи президента.
Украине в этом случае не стоит опасаться изменений внешнеполитического курса. Господин Шульц, который будет играть теперь не последнюю роль в коалиции, не замечен в любви к Кремлю. Прекрасно понимая, что представляет собой российский режим, он неоднократно призывал всеми силами бороться с попытками Путина расколоть Евросоюз и напоминал об опасной тенденции В«путинизации политики европейских странВ». Поэтому сколько бы в Бундестаге ни рассуждали о постепенной отмене санкций относительно РФ, пока Крым и Донбасс не будут освобождены от оккупантов, агрессору поблажек не дадут.
Да и в остальном внешнеполитический курс ФРГ останется практически неизменным. Разве что расходы на предоставление помощи наиболее бедным странам мира увеличится до 0,15-0,2% ВВП страны. Данные средства преимущественно будут направлены государствам, откуда прибывает наибольшее количество беженцев. Логика проста - сделать жизнь в этих странах лучше, чтобы уменьшить отток населения. А для Африканского континента коалиционный договор вообще предлагает свой В«план МаршаллаВ».
Учитывая то, что миграционный кризис является одним из наболевших вопросов, подобные действия скорее направлены на долгосрочную перспективу его урегулирования. В ходе переговоров с эсдеками Меркель вынуждена была согласиться, что страна в год может принять не более 200 тысяч беженцев. Также будет жестко лимитировано (до тысячи человек в месяц. - Прим. ред.) воссоединение семей для беженцев с ограниченным статусом защиты.
Кроме того, в результате переговоров удалось достичь соглашения не повышать максимальную налоговую ставку в ФРГ с нынешних 42% до 45%, а В«налог на солидарностьВ» будет поэтапно снижаться, чтобы к 2021 году объем поступлений по этой линии был снижен на 10 млрд евро.
Также ХДС/ХСС и СДПГ договорились о существенных ограничениях для работодателей в сфере трудового найма. Речь идет о контрактах с ограниченным сроком действия: отныне работодатель сможет заключать подобный договор с сотрудником только на 18 месяцев вместо 24-х. Временный контракт, прежде чем будет заключен бессрочный договор, можно будет продлевать лишь один раз, а не три, как это было раньше.
Уже в начале марта политические страсти поутихнут. Меркель останется у руля, и, в принципе, имеет все шансы быть канцлером даже дольше, чем Гельмут Коль, который фактически управлял Германией долгих 16 лет. Впрочем, уже сейчас поговаривают, что через несколько лет она, устав от политики, добровольно отправится на заслуженный отдых. ВедьВ хочется того или нет, старикам рано или поздно придется уступать дорогу молодым. Особенно когда от них окончательно устанут.
Антонина МИРОШНИЧЕНКО
Вечерние Вести
В
Подробнее читайте на gazetavv.com ...